17 февраля 2008 года, албанские власти Косово при поддержке США и ряда стран Евросоюза в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии. Годовщину независимости косовские албанцы отмечают празднично, а сербы предпочитают не замечать. Каковы последствия пяти лет существования Косово в качестве суверенного государства и как в целом изменилась за это время ситуация в регионе?
Леонид Ивашов, генерал-полковник, профессор кафедры международной журналистики МГИМО: «Ну, если говорить в целом по балканскому региону, то он не является ни с политической, ни с экономической, ни тем более с социальной точки зрения единым регионом. Он расколот. И вот эти процессы разъединения, они, собственно говоря, набирают силу, а вот таких интегрирующих процессов не наблюдается.А если говорить о Косово, мне кажется, европейцы с каждым днем ощущают все больше и больше занозу, которую американцы помогли загнать в тело Балкан и значит в тело Европы. Увеличивается поток наркотиков. Эти два наркомаршрута, которые сходились в Косово, они сейчас заработали. И наркомафия очень хорошо зарабатывает здесь. Именно через Косово. Определенный дух экстремизма тоже проникает в Европу.И в то же время Косово не стало тем анклавом, той независимой территорией, которая бы в какой-то мере объединила балканских мусульман».
Многие аналитики отмечают, что интегрирующие процессы в самом сербском обществе заметно ослабли. И хотя парламент Сербии в свое время принял единогласное решение об аннулировании решения краевого парламента Косово, а республика Косово была названа «фальшивым государством», считается, что большинство сербов, кроме тех, кто живет на севере Косова, все-таки приняли провозглашенную независимость как реальность.
Леонид Ивашов: «Я в ноябре был в Белграде на конференции, потом ездил в Баня Луки Республика Сербская. Сербам и там, и там задавал вопрос: вы, сербы, планируете объединяться хоть в каком-то будущем? Вы знаете, вот уже и Белград не хочет объединяться, ну, скорее всего, это элита не хочет. Нет такого стремления, настойчивости в объединительных процессов. И Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины тоже уже свое место как бы нашла. В общем целом, говорят о единстве славянском, но уже не административном и территориальном, а духовном».
В настоящее время край населен преимущественно албанцами. Из двухмиллионного населения Косово сербы и представители других национальностей составляют около 10%. По состоянию на декабрь 2012 года, самопровозглашенную республику признали около 100 стран. И, несмотря на то, что официальный Белград, продолжает считать Косово неотъемлемой частью своей территории, похоже на то, что и сербское руководство смирилось с ныне действующим положением.
Леонид Ивашов: «В отношении будущего Косово мы видим, что критиковали господина Тадича, что он сдает, как бы, Косово. Не пытается поставить жестко вопрос о возвращении Косова в состав Сербии. Пришел Николич. Николич - это вроде вот такой радикальный националист. Когда его избирали, надеялись, что он действительно обострит косовский вопрос. Надеялись на его позицию, которую он заявлял, будучи в оппозиции. Но, когда он стал президентом, во-первых полномочий у него там не слишком много, а во вторых мы видим, что он ищет пути как мягче, безболезненней для него самого и для его партии сдать Косово навсегда».