Президент Владимир Путин распорядился подписать соглашение между Россией и Арменией. Этот шаг должен привести к созданию объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе. Минобороны РФ при участии отечественного МИДа должно провести переговоры с армянской стороной и подписать соответствующий документ.
Артур Атаев, заведующий Сектором кавказских исследований РИСИ:
Подготовка к сегодняшнему обнародованию вот такого решения шла уже фактически с мая 2014г. Это первый момент. Второй момент - это обострение ситуации на Ближнем Востоке. Ближний Восток настолько непредсказуем, что единая система ПВО (кавказская, восточноевропейская и центральноазиатская) просто необходима. И третий момент, на котором мне бы хотелось акцентировать внимание, - это продолжающийся процесс по развертыванию систем противоракетной обороны в Восточной Европе со стороны стран НАТО».
Как способно повлиять распоряжение на отношения между Арменией и Азербайджаном? И как создание новой системы отразится на положении Нагорного Карабаха?
Артур Атаев, заведующий Сектором кавказских исследований РИСИ:
«Может быть, фактор джихадизма и джихадистской угрозы в контексте таких организаций, как Джабхат ан-Нусра, «ИГ» (экстремистская группировка, запрещённая в России), даст понимание, что есть более сильный общий враг».
Какие ещё положительные стороны можно разглядеть в инициативе российского правительства? И что сулит новый договор?
Гурген Хажакян, заслуженный журналист Армении, военный эксперт:
«Сегодня несколько сот километров Армению отделяют от боевых действий в Сирии, где базируется «ИГ». И если подтвердится информация о том, что российский самолет был уничтожен в результате теракта, то это приобретает особую, естественно, актуальность.
Азербайджан неоднократно делал заявление, что он будет сбивать все гражданские самолеты, прилетающие и вылетающие из Степанакерта.
Подобная совместная система ПВО, уже само ее существование станет, конечно, психологически сдерживающим фактором для подобных действий как против Армении, так и против Нагорного Карабаха.
Наиболее широкий контекст - это турецкий фактор.
В Турции сейчас антиармянская истерия на уровне антиармянской истерии в Азербайджане».