Как вербуют в Исламское государство

Накануне министр внутренних дел России Владимир Колокольцев объявил, что в рядах Исламского государства воюет 1800 граждан России. И среди них не только крепкие мужчины, но и их жены, дети и молодые люди по каким-то непонятным причинам уехавшие в Сирию на джихад. Поразившая Россию история с Варварой Карауловой- всего лишь одна из тысячи трагедий, которую удалось предотвратить. На границе с Сирией вместе с ней было задержано еще 13 человек, но их никто не искал. Руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков говорил, что «примерно 1,5 тысячи человек из стран СНГ ежегодно проходят обучение в теологических заведениях на Ближнем Востоке, многие возвращаются оттуда убежденными исламистами, часть из них воюет в рядах ИГ». Россиян, да и европейцев, вербуют настолько удачно, что парни и девушки не исповедующие ислам, становятся ярыми исламистами. Хотя все эксперты в один голос говорят: "Исламское государство не имеет ничего общего с настоящей верой". Что же за тайные убеждения заставляют россиян бросать свою жизнь на Родине и убегать в неизвестность?

 

Юрий Кабаладзе, замдекана журфака МГИМО: "Я так думаю, я не социолог, но, наверное, при обострении внутренней ситуации экономической у людей все больше и больше теряются ориентиры, люди так агрессивно настроены, поддавшись этой пропаганде, ищут выход из сложившегося положения. То есть меня это не удивляет, то, что люди бегут и сражаются на стороне ИГИЛа, многие из которых, наверное даже не понимают вообще о чем идет речь. Вот я думаю, вот эта девочка русская, студентка, вы помните эту историю, я думаю, она не очень понимала, но тем более, молодежь, она подвержена внушению. Может быть, какого-то встретила парня симпатичного, который ее одурманил. Разные причины. Но проблема очень серьезная, как мы будем бороться с ИГИЛ и какая у нас программа действий я не понимаю".

 

Уезжая на джихад, россияне увозят с собой не только свои семьи, но и паспорта. По ним они могут вернуться в страну, и как заявляет Владимир Колокольцев, возвращаются. По данным МВД, сейчас боевики осели на Северном Кавказе и в любой момент по приказу с Ближнего Востока, могут начать карать неверных уже в России. Часто, их путь в ИГ лежит через Турцию, с которой у нас безвизовый режим. Часть россиян просто покупают путевку в какую-нибудь ближневосточную страну и уже оттуда едут на джихад. Что делают наши спецслужбы, для того, чтобы не только предотвратить вербовку, но и не допустить возвращение боевиков в Россию? Возможно ли отслеживать туристический поток на Ближний Восток?

 

Юрий Кабаладзе, замдекана журфака МГИМО: "Ну, ФСБ призваны защищать безопасность России, если для безопасности России такое отслеживание полезно... здесь главное - здравый смысл, не перегнуть палки, но то, что это как-то должно контролироваться, бесспорно. Но это не простое дело, у нас все-таки пока еще десятки тысяч выезжают за рубеж, попробуй проконтролируй каждого. Здесь, наверное, должен быть комплекс мер, и это я считаю, что вы подсказали хорошую идею, если ФСБ об этом не знают, вы им позвоните, скажите - ребят, контролируйте поток. 04.28 04.35 все средства хороши, лишь бы не было взрывов, лишь бы не было терактов и лишь бы наши люди не бежали и не воевали непонятно за какие идеалы и непонятно, вернее, понятно, какими средствами и с какими жертвами. Но то, что это серьезная угроза, поэтому разведка российская, Примаков много раз, возглавляя разведку, говорил - давайте сотрудничать, потому что проблема терроризма, проблема распространения радикальных течений, она опасна и для нас и для американцев и для всего мира".