Парламент Республики Сербской принял решение о проведении референдума об упразднении на своей территории полномочий Верховного суда и республиканской прокуратуры Боснии и Герцеговины.
Евросоюз обеспокоен таким решением. Так как такой шаг Республики можно расценивать, как движение к «провозглашению независимости». Глава дипломатии ЕС Федерики Могерини надеется, что референдум еще можно избежать. По ее словам, «он создал бы проблемы для дальнейшего развития ситуации».
Имеют ли опасения Европы основания?
Елена Гуськова, доктор исторических наук, Институт славяноведения РАН: «В 1995-го году было принято Дейтонское соглашение, которое устанавливало политическую систему Боснии и Герцеговины, там предполагалось, что Республика Сербская будет одним из образований, так называемых в составе всей Боснии и Герцеговины. Дейтонское соглашение было составлено настолько плохо, настолько на скорую руку, во всяком случае, так казалось, что ее составители - это прежде всего Соединенные штаты Америки надеялись, что в скором времени республика Сербская перестанет существовать. Но она выжила, упрочила свою политическую и экономическую систему и стала очень важным фактором в Боснии и Герцеговине. Но высокие представители, которые должны были регулировать взаимоотношения между этими составляющими, то есть мусульманской Хорватской федерации, республикой Сербской. Начинали свою деятельность с того, что пытались уменьшить права республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Это длилось до 2009-го года. и в этот период республика Сербская передала Сараеву более 60-ти своих полномочий, передала центру. Во всяком случае осталась без армии и так далее. так вот, когда Милорад Додик стал президентом республики Сербской, он сказал, что больше республика Сербская свои полномочия передавать центру не будет и попытается даже вернуть те, которые передала уже. Потому что республика Сербская становится беззащитной перед желанием ее полностью уничтожить. И вот недавно был поставлен вопрос о создании вот такого суда, о создании суда, который, конечно, для республики Сербской означал бы, что она будет обвинена во всех грехах и преступлениях, которые не совершались даже сербами во времена войны на территории Боснии и Герцеговины. Поэтому, исходя из своей позиции, республика Сербская воспротивилась созданию такого суда на территории в Сараеве, то есть на территории Боснии и Герцеговины, но полностью полномочия этого суда находились бы в центре. И вряд ли они стали бы осуждать мусульман за события в 90-е годы, а были бы направлены на осуждение именно сербов. Поэтому Сербия воспротивилась. Чтобы придать этому законность, они решили референдум, что совершенно соответствует всем демократическим традициям Европы. И мне кажется, это правильный шаг. Потому что в данном случае никто не сможет обвинить республику Сербскую в том, что она ультимативно не хочет исполнять вот это желание Евросоюза. Но оно совершенно не соответствует Дейтонским соглашения».