В Вене продолжают обсуждать иранскую ядерную программу. Однако решение об отмене санкций в отношении Тегерана со стороны Запада, которое, как ожидалось, должно было быть принято ещё в четверг, до сих пор висит в воздухе. Напомним, что жертвой, принесённой ИРИ во имя сотрудничества с США и Европой, стало сокращение запасов урана. Однако несмотря на то, что вопрос всё ещё в стадии дискуссии, американский лидер Обама оценил шансы на подписание договора между «шестёркой» и Ираном не более чем в 50%.
Аждар Куртов, историк, политолог: «Санкции наносились на Иран разными органами. Это и санкции американские чисто, это и санкции Европейского Союза, это и санкции ООН. Иранцев можно понять: в такой позиции они хотят, чтобы их не обвели вокруг пальца. Американское законодательство таково, что международный договор, подписанный одним президентом, после окончания его регистратуры может быть аннулирован Конгрессом США. И это действительно так. То есть сейчас может сложиться ситуация, что президент Обама (президент-демократ, не располагающий большинством ни в Сенате, ни в Конгрессе, то есть ни в верхней, ни в нижней палате американского парламента), может подписать действительно документ. Но через год этот документ будет аннулирован».
Глава МИД Ирана Джавад Зариф рассчитывает, что переговоры завершатся к понедельнику. Осложнение процесса, по его мнению, - заслуга глав МИДов «шестёрки» (это Россия, Китай, Германия, США, Великобритания, Франция). Он подчеркнул, что Западу придётся выбрать между «давлением» и «соглашением».
Аждар Куртов, историк, политолог: «Иранцам, честно говоря, весьма затруднительно оказывать сопротивление, поскольку санкции, наложенные на них, действительно отразились негативно на экономике страны. На протяжении всей этой истории с так называемой ядерной программой иранцы считали, что они вправе на ее реализацию. Поскольку они утверждают, что их программа рассчитана исключительно на мирный атом , никаких военных поползновений (то есть создать втайне ядерное оружие), у них нет. И поэтому они очень щепетильно относились к тем моментам требований, которые касались проведения регулярных инспекций, причем не силами МАГАТЭ, а силами других государств. То есть подозревая что эти инспекции могут быть предвзятыми, а их выводы - политически мотивированными».
Если соглашение будет достигнуто, в каком свете предстанет ИРИ перед Росией и США?
Аждар Куртов, историк, политолог: «Версия о том, что Иран повернется на Запад, несостоятельна. Равно как и не очень состоятельна, с моей точки зрения, версия, что если будет достигнуто соглашение, то выход Ирана на рынок нефти в больших объемах приведет к какому-то катастрофическому снижению цены на нефть, и это, мол, невыгодно России.Ираном по-прежнему руководят прежде всего представители высшего шиитского духовенства, и они свою позицию не меняли в отношении оценок США вообще. То есть для них Соединенные Штаты Америки - это та сила, которая стремится, в общем-то, проводить вредоносную политику для мусульманского мира».