СМИ продолжают писать о критичном положении китайского фондового рынка. За последний месяц он «сбросил» 30% - это более $500 млрд. Инвесторы с ужасом следят за тем, как падают акции Шанхайской и Шэньчжэньской бирж. Так ли страшен обвал в Народной Республике?
Сергей Луконин , сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН: «Пока фондовый рынок в общей финансовой структуре Китая не играет столь серьезной роли для того, чтобы он оказал критическое воздействие на рост всей экономики. Там не так много процентов от общей доли сбережений в стране крутится. Конечно, там какие-то отдельные банкротства будут. Понятно, что люди пострадают, потому что кто-то брал кредит для того, чтобы сыграть на бирже. Плюс учитывая, что ставки по банковским депозитам в Китае не очень высокие, - они фактически на 1-1,5% обгоняют этот уровень инфляции. Поэтому многие были заинтересованы в игре на бирже. Но этот обвал не будет иметь критических последствий».
Не менее интересная тема - это связь китайской экономической неустойчивости и процессов в отечественном хозяйстве. Как отзовутся азиатские перемены в России?
Сергей Луконин, сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН: «Проблемы нашей экономики не проблема кризиса в китайской экономике. Это чисто проблема нашей экономики. Наверное, нам надо делать ставку на малый и средний бизнес, на частное предпринимательство, на удешевление кредитов для этих агентов рынка, на инновационное предпринимательство и т.д. Нам нужно не экономить на людях, а наоборот - вкладывать в людей. Сейчас, в принципе, глобальная экономика - это инновационная экономика, это экономика развитого человеческого капитала. И если мы будем каждый раз сокращать расходы на медицину, на образование, на другие социальные вещи, не будем поддерживать инновационное производство, то из нашего кризиса мы никаким способом не выберемся».