Украинский президент Пётр Порошенко удовлетворил прошение олигарха Игоря Коломойского о его отставке с поста главы Днепропетровской администрации. Соответствующий документ был подписан в ходе встречи киевского лидера с известным предпринимателем. Напомним, что незадолго до увольнения Коломойский потерял контроль над компанией «Укртрансгаз». И сейчас государственные органы уже начали вывод средств из принадлежащего олигарху «ПриватБанка». Временно исполняющим обязанности председателя Днепропетровской обладминистрации стал Валентин Резниченко.
Александр Гущин, заместитель завкафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ: «Днепропетровская область - это ключевая область и с промышленной точки зрения, и с точки зрения обеспечения срыва антитеррористической, как они её называют, операции на юго-востоке страны. В этом плане, конечно, позиции Коломойского могли серьезно раздражать других представителей финансово-промышленного олигархата на Украине. Второй вопрос, мне кажется, политический. Когда Коломойский стал угрожать фактически роли центральной киевской власти - при его наличии на том посту, и с теми ресурсами, которые у него были, центральная власть, конечно, выглядела «бледно». Поэтому здесь имеет место явная попытка установить определенные правила игры для финансово-промышленного олигархата и показать, что президент все-таки есть президент, а бизнес - это бизнес. И я думаю, что это связано не только с какими-то внутренними аспектами, но и с той ролью, тем влиянием, которое американцы имеют на нынешнее украинское руководство».
Также стало известно, что Коломойский угрожал главе «Нафотгаза» Андрею Коболеву захватом Кременчугской ТЭЦ. Последнюю собирались отключить из-за неуплаты. Олигарх, в случае невыполнения властью его условий, пообещал отправить в теплоэлектроцентраль батальоны из зоны АТО. Как далеко способен зайти Коломойский, отстаивая собственные интересы?
Александр Гузин: «Его политический вес достаточно серьезно ослаб. Хотя это не значит, что он будет исключен из числа ведущих олигархов Украины, потому что, он бравировал своими добровольческими батальонами, и все время пытался играть роль главного антироссийского деятеля. Эти добровольческие батальоны, которые он формировал на свои средства - их значение все-таки велико, но в течение года оно уменьшалось. Я думаю, что власть попытается сделать все, чтобы не допустить открытого противостояния. Не исключаю даже возможности нейтрализации личного плана - не обязательно физически, но попытки именно давления персонального на него.
Незадолго до своей отставки Коломойский сделал заявление о том, что в Киеве слишком много внимания уделяют переговорам с Россией по проблеме украинского конфликта. Тем временем, по мнению олигарха, на Юго-Востоке сформировались 2 реальных субъекта с реальной властью, с которыми и необходимо контактировать. Несмотря на то, что главы ЛНР и ДНР отрицают возможность общего пути для Коломойского и республик, медиа делают акцент на словах Александра Захарченко, предложившему предпринимателю создать Днепропетровскую республику, названную его же именем. Какова доля правды в этой шутке?
Александр Гущин: «Я думаю, что Днепропетровской народной республики не будет, и, несмотря на то, что у него есть серьезный ресурс в этой области, все-таки он недостаточен. Это все-таки конфликт в значительно степени персонифицированный, и олигарх по-своему воспринимается населением. Это, мне кажется, скорее, был элемент имиджа, давления на Киев, когда он пытался еще сопротивляться. Но резко переметнуться в сторону поддержки ДНР и ЛНР - это было бы слишком даже для Украины».