Вопреки всем предрассудкам скептиков, первый этап переговоров по сирийскому вопросу с несвежим названием «Женева-2» всё-таки состоялся - пусть и не столь успешно, как ожидали наиболее оптимистично настроенные наблюдатели. Однако сам факт того, что стороны сели за стол переговоров - это уже прорыв. Ведь площадка для разумного обсуждения проблемы, вышедшей уже на мировой уровень, ждала спикеров с лета прошлого года. И вот только сейчас можно сказать с уверенностью «есть контакт». И конечно, теперь доказано основное...
Сергей Демиденко, эксперт института стратегических оценок и анализа: "...Фактическую непримиримость позиций обеих сторон. Оппозиция склонна к диалогу лишь отчасти, у нее достаточно радикальная позиция в диалоге с властями, которая подразумевает в первую очередь отстранение от власти Башара Асада и передел всей государственной системы Сирии. У властей позиция диаметрально противоположная. Привести обе эти концепции к некому общему знаменателю сейчас практически невозможно, что и показал первый этап переговоров в Женеве.
Что покажет второй этап, сказать пока сложно. Думаю, что предпосылки для того, чтобы переговаривающиеся стороны свои концепции изменили каким бы-то ни было образом еще не созрели. Потому, что именно в этой связи сейчас Соединёнными Штатами и Россией в частности вырабатываются новые формы диалога с привлечением Ирана, Саудовской Аравии и т.д. Формат, который задан в Женеве, важен и нужен, но, к сожалению, пока бесперспективен. Урегулировать ситуацию в Сирии без привлечения Ирана невозможно в принципе. Но поскольку оппозиция упирается и высказывается всячески против любого участия Ирана в женевской конференции, то ни о каком продуктивном диалоге речь не идет. Поэтому американцы сейчас вырабатывают сейчас новые формы этих переговоров, которые предполагают участие Ирана. Ясно, что оппозиция говорит со слов саудовцев, которые борются с Ираном по всем возможных региональным направлениям".
Начало не многообещающее, но оно есть. Остаётся только надеяться, что все собравшиеся будут помнить о главном своем желании - вытащить Сирию из войны.