Олег Рудольфович Айрапетов - российский историк, кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана по научной работе Государственного управления МГУ - в третьей части беседы в рамках проекта "Правды.Ру" "Клуб главного редактора" делится своим мнением о русско-японской войне 1905-го года, политике Российской Империи на восточном направлении, земельном вопросе и других проблемах истории России.
Олег Айрапетов: "Я могу вам сказать, моя точка зрения, все это наше маньчжурское, так сказать, приключение. Включая Русско-японскую войну... Трудно сказать, во сколько обошлось строительство КВЖД, ЮВЖД китайско-восточной, южно-маньчжурской железных дорог, там, строительство Порт-Артура и так далее, и так далее, и так далее. Но речь идет как минимум о нескольких миллиардах золотых рублей. Да?
Вот если бы мы не исходили из того, что у нас непобедимая страна, которую какая-то мизерная Япония не в состоянии победить, что всех шапками закидаем, и что нам самое важное - это выйти к открытому морю, если просто начали бы строить железную дорогу на Дальний Восток по своей территории - я напоминаю, что вот это все через провинцию Хилундзян было ради экономии. Хорошо мы сэкономили, да?
Ну, построили им - себе-то не построили. В России до 12 года одновременно не было железной дороги на русской территории, хотя это формально, юридически принадлежало нам. КВЖД была под русской властью, но формально это было Общество Китайско-восточное, но это я отвлекаюсь. Я хочу сказать, вот если бы эти несколько миллиардов золотых рублей бросить на строительство железной дороги и на решение крестьянского вопроса, на переселение - на то, чем стал заниматься Столыпин, ведь проблема крестьянского вопроса тогда...
Вот сейчас у нас в стране нет людей, для которых земля была бы ценностью. Практически не осталось. Деревня убита, она вымирает. Кто будет работать на земле? Никто не хочет этого делать. Поэтому землян не имеет ценности такой - сельскохозяйственной - какой она была раньше. Потому что земля перестала кормить...
...Но главная проблема дореволюционной России это не помещичье землевладение или монастырское, хотя это было как бельмо в глазу у крестьянина, а аграрное перенаселение. В европейской части людей жило слишком много людей, больше, чем могло прокормиться, а парцеллы - крестьянские участки - они постоянно делились, понимаете?"
Смотрите также:
Олег Айрапетов. Беседа 1: "Деньги и нефть не спасут нацию"
Олег Айрапетов. Беседа 2: "Немцы нас постоянно били"