На саммите ЕС, который пройдёт 19-20 марта, сразу несколько стран могут отказаться от дальнейшей поддержки антироссийских санкций. Об этом сообщило агентство деловой информации Bloomberg. Именно к такому вероятному раскладу подводила серия визитов мировых лидеров в Кремль. В феврале Москву посетил президент Кипра Никос Анастасиадис, в марте - премьер Италии Маттео Ренци, в апреле ожидают приезда премьера Греции Алексиса Ципраса. Кроме того, не секретом является «благосклонность» к России Венгрии, Словакии, Австрии и Испании. По мнению директора Центра европейских реформ по внешней политике в Лондоне (Яна Бонда), эти страны будут «откладывать» решение о пролонгировании санкций до последнего. Действительно ли 7 союзников России готовы будут совершить маленькую революцию в ЕС?
Владимир Брутер, политолог: «Мы видим треугольную ситуацию, где, с одной стороны, Россия вовсе не заинтересована в немедленном расколе ЕС, в том числе и таким образом. А с другой стороны, ЕС подвергается серьезному давлению со стороны США. И США, которые являются фактически гарантом безопасности Западной Европы, требуют от Западной Европы проведения той внешней политики, на которой настаивают Штаты. Поэтому, у США остаются очень серьезные механизмы вовлечения ЕС в новый уровень санкций. И США могут продолжать давление достаточно долго, практически бесконечно. Вопрос в том, как отнесутся к этому страны ЕС, или, по крайней мере, часть стран ЕС, - это отдельный вопрос. Но, тем не менее, такой вариант существует. И второй вариант. Если в результате давления, или просто в результате сложившейся ситуации, часть стран выйдет из режима санкций, это будет означать, что ЕС фактически самоустраняется от участия в переговорах. Поэтому вся эта конструкция, то, как ее изобразил Bloomberg, эфемерна».
Следующий саммит ЕС планирует провести в июне. К этому моменту как раз придёт время для выплат Евросоюзу со стороны Греции. Можно ли расценивать проблемы Афин как лишнюю возможность отложить вопрос об антироссийских санкциях?
Владимир Брутер: «Cовершенно понятно, что до июня произойдет еще достаточно много событий, и вопрос введения санкций в июне будет не совсем таким, как это кажется сейчас. Хотя бы потому, что «Минск-2» будет либо устойчиво выполняться (хотя бы в первых трех пунктах), либо не будет. И тогда политическая ситуация будет другой, и давление США на Европу будет другим. Поэтому, мне кажется, что сам по себе греческий вопрос не будет принципиален для определения позиций ЕС в июне».
По канонам Евросоюза, ни одно решение в рамках организации не может быть принято без одобрения его всеми членами сообщества. Но решится ли кто-то сделать первый шаг?
Владимир Брутер: «Не согласится Венгрия, и что после этого следует? Следует то, что ЕС остался таким же, как и был. Я имею в виду политическую позицию, а юридически он эту позицию выполнить не может. Собственно говоря, это показывает то, что Германия и Франция просто не могут выполнить то, на что они подписались в Минске. А это означает, что их просто можно игнорировать в качестве переговорщиков и можно не сомневаться, что Вашингтон в первую очередь об этом вспомнит».