Россию, возможно, ожидают новые санкции. На этот раз они могут коснуться газовой отрасли. Евросоюз обдумывает, не лишить ли отечественные компании оборудования. Подобные меры уже были приняты зарубежными странами в отношении нефтяной промышленности: отдельным технологиям доступ в Россию был закрыт. Большой проблемой для отечественных производителей является крупнотоннажное сжижение газа. Если поставки оборудования действительно прекратятся, удар почувствует и «Газпром». Насколько влиятельными окажутся «технологические репрессии»?
Валерий Нестеров, аналитик компании «Тройка Диалог»: «Газпром» более, чем на 90% независим от поставок импортного оборудования. Это в традиционной газовой сфере. Там есть сотрудничество с СП (типа «Сименса») по электронике, измерительным приборам, компрессорным станциям. В принципе, в основном «Газпром» себя обеспечивает. Проблемой является оборудование для сверхмощных компрессорных станций. Допустим, головная импортная компрессорная станция стоит в Ленинградской области, с которой поставляется газ по Северному потоку в Германию. Там есть импортное оборудование. Но действительно уместными являются проекты СПГ, потому что технология сжижения газа - на 90 с лишним процента поставки оборудования американские».
Солидарность западных государств по украинскому вопросу заставляет наказывать Россию. Однако не окажется ли в итоге наказанной сама Европа?
Валерий Нестеров: «Европа в данном случае будет действовать в прямом противоречии со своими экономическими интересами. Потому что у нас и объем сотрудничества по газу большой с европейскими компаниями: это и « Eni», и «Total», и многие другие. Германская компания добывает газ у нас трудноизвлекаемый на Южно-Русском месторождении. На самом деле, «Shell» активно работает, в том числе и на Сахалине. Поэтому для европейского бизнеса это большой удар. И, более того, это в условиях, когда Россия и так ориентируется больше, поворачиваясь лицом к Азии, подобный шаг будет носить временный характер, но не останется незамеченным».