Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» победил в номинации «Лучший иностранный фильм» на премии Золотой глобус. Очередной триумф Звягинцева на мировых кинофестивалях уже воспринимается как норма. Его дебютный фильм «Возвращение» получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Две последующие картины, «Изгнание» и «Елена», тоже были отмечены европейскими кинонаградами. При этом, картины Андрея Звягинцева стали обвинять в русофобии и желании угодить европейским критикам. Якобы своим новым фильмом о российской действительности режиссер надеялся прежде всего получить признание на западных кинофестивалях.
Юрий Поляков, главный редактор "Литературной газеты": "На Западе это воспринимается, как картина такой жесткой, античеловечной, тупиковой русской цивилизации, которая заслуживает и санкций, заслуживает вообще, чтобы ее так хорошенько прижать. Так что, я не знаю, что стоит, какие художественные цели преследует сам Звягинцев, талант, которого, на мой взгляд, сильно преувеличен. Он, конечно, человек одаренный, но с весьма таким скромный, ограниченным и очень искусственным даром. Это неорганично. Это такое, это все-таки на уровне школярства еще, на мой взгляд. Так что я не знаю, что за этим стоит у самого Звягинцева, но объективно он абсолютно работает на эту ложную картину западного мира, который видит в нас, в русских, такую тупиковую версию развития страны. Это плохо, на мой взгляд".
На недавней пресс-конференции Владимиру Путину был задан вопрос: «Как можно отличить оппозицию от пятой колонны?». На что он ответил, что оппозиционеры - это патриоты, которые борятся за интересы своей родины. А разница - прежде всего внутренняя, а не внешняя. Вот и с фильмов Андрея Звягинцева, видимо, похожая ситуация. Для одних он - манифест, который должен сделать Россию лучше. А для других - один из инструментов для борьбы со страной.