В середине декабря Анна Нетребко пожертвовала Донецкому театру оперы и балета один миллион рублей из собственных сбережений. За этим последовала незамедлительная реакция в СМИ. Анна подверглась критике со стороны официальных ведомств Австрии, которые пригрозили лишить ее гражданства. Авиакомпания «Австрийские авиалинии», лицом которой была российская певица, прекратила с ней сотрудничество. Сразу после критических публикаций, Анна заявила, что она вне политики, ее шаг - это поддержка коллег, которые оказались в центре военных действий.
Юрий Лоза, музыкант: «В каждом театре существует так называемый попечительский совет. Попечительский совет - это люди, которые поддерживают оперное искусство, которые любят его и которые дают возможность выживать театрам, потому что не один театр не может обойтись без какой-то поддержке из вне. Так вот, когда у них собирается собрание попечительского совета, то встает глава города, или глава администрации района, или глава страны и говорит, что это лучшие люди страны, которые помогают нашему театру, которые дают возможность звучать Верди, Кальману или Чайковскому при любых обстоятельствах. Что сделала Анна Нетребко? Она передала деньги театру, для того, чтобы у них в Донецке тоже звучали Верди, Кальман и Чайковский».
То что деньги Анна Нетребко передала именно в Санкт-Петербурге вышло, может и случайно, но символично. В 1941 году в блокадном городе не закрывались театры. Для поддержания духа голодные актеры выходили на сцену и играли для таких же обессиленных людей свои спектакли. Артисты не раз падали в обмороки и тогда их партнеры были вынуждены импровизировать. Они делали все, чтобы хоть на несколько часов исчезли мысли о войне. Сейчас 2014 год, но ситуация повторяется. В блокадном Донецке люди без преувеличения пытаются выжить. Под звук взрывов в Донецком театре оперы и балета идут репетиции. Несколько месяцев артисты не получают зарплату, часть декораций сгорела. Но каждый день в театре звучит музыка, которая на несколько часов заглушает артобстрелы и мысли о войне.
Олег Царев, председатель парламента Новороссии: «Для нас для всех чрезвычайно важно, чтобы человек, который встал в полный рост, не сдался, который заявил свою позицию, получил нашу поддержку. Я не знаю как у вас в России принято, у нас в Новороссии принято: мы своих женщин, детей, стариков обижать не даем. Аня Нетребко не только женщина, она красивая женщина, артистка. Мне кажется, что нужно сделать все, чтобы российское гражданское общество поддержало сегодня Аню. Мне кажется, что нужно сделать так, чтобы рядом с ней встали другие артисты, чтобы она была не одна. Ну что это такое? Женщина - одна, на передовой, это неправильно, не по-мужски».
Писатель Захар Прилепин призвал относится с понимание к артистам, которые выступают в Киеве, но не едут на Донбасс. Но он не понимает тех представителей искусства, которые как страусы суют голову в песок и занимают нейтральную позицию. По мнению писателя, артисты, получившие всевозможные регалии от российского правительства и существующие за счет концертов в России не могут стоять в стороне, когда их братья оказываются в трудном положении
Захар Прилепин, писатель: «Я направлял свой посыл так или иначе к российскому телевидению, к российской власти, которая одарила максимально возможными орденами, медалями и регалиями артистов, которые в сложное для государственности время ведут себя не как национальные артисты, а как люди, которые являются гражданами мира. Если они граждане мира, то пускай от всего мира и получают медали и ордена. Мне кажется, что какая-то государственная иерархия отношений к артисту тоже должна существовать. И, вот модель поведения Нетребко как раз отвечает тому, чтобы я хотел видеть в идеале».
А вообще, если говорить открыто, обсуждать поступок Анны Нетребко странно. Здесь не может быть иной реакции, кроме восхищения. Артистка пожертвовала театру свои собственные деньги. Актерам не платили зарплату несколько месяцев, и вот сейчас им, благодаря Анне, дали по 3000 рублей. Хочется спросить владельцев австрийских авиалиний, которые решили не продлевать контракт с певицей, хочется спросить властеи Австрии, которые говорят о лишении Анны гражданства - понимают ли они, что значит зарплата в 3000 рублей? Это 45 евро по нынешнему курсу. И артисты донецкого театра вынуждены существовать на эти деньги еще неизвестно сколько времени. И к слову, миллион рублей пошел не только на зарплаты работникам театра. Около 50 % от этой суммы потратили на декорации. Но кто-то, зная всю эту информацию, все равно продолжает говорить о поддержке Анной террористов. Видимо, для австрийских властей сомнительный способ отстраниться от трагедии Юго-Востока Украины важнее, чем люди, которые хоть несколько дней, но перестанут чувствовать голод.