Проходящая в московском Арт-центре "Ветошный" выставка "Самураи. 47 ронинов" посвящена не столько знаменитой истории о том, как 47 верных вассалов отомстили за смерть своего господина, сколько рассказу о жизни и быте представителей японской военный элиты во время правления династии сегунов Токугава.
В павильонах арт-центра можно увидеть одежду и доспехи, которые носили самураи, утварь, которой они пользовались, изображения божеств, которым они молились, ну и, конечно же, оружие японских воинов.
Например, традиционные два меча - длинный (катана) и которткий (вакидзаси), с которыми самурай практически никогда не расставался - ну разве что дома, где их помешали на специальную подставку в личном кабинете хозяина.
На самом деле самураи никогда не хранили мечи без ножен - в Японии того времени обнаженный меч воспринимался как вызов на поединок. Однако устроители выставки вынуждены были нарушить это табу - иначе зрители никогда бы не смогли оценить изящество и красоту японских клинков.
Хотя самураи в массовом восприятии являются мастерами битвы на мечах, на самом деле исходным и самым важным оружием этих бойцов был лук. Даже в эпоху огнестрельного оружия самураи постоянно упражнялись в стрельбе из большого японского лука (до двух метров в длину), который был асиметричен - его верхняя часть была больше нижней.
Хотя с детства самурай приучался полагаться только на собственные силы, помощь богов иногда тоже была не лишней. Поэтому на домашних алтарях японских воинов часто можно было видеть изображение Бисямон-тэн, покровителя войны. Именно от его вмешательства, по представлениям японцев, могла зависеть победа в битве, он направлял удар меча самурая, он же и защищал воина от случайных стрел и пуль. Но Бисямон-тэн помогал только храбрецам, а молитвы труса он всегда игнорировал.