Это то самое место, где провёл последние годы своей жизни Яков Брюс. В Петровские времена он был сподвижником императора. Учёный, инженер, артиллерист, военный, дипломат - а для некоторых даже колдун и чернокнижник. По окончании северной войны именно он был на подписании Ништадского договора. Одно время он даже работал в лаборатории Исаака Ньютона и участвовал в научных конференциях. В то время казалось, что он один из немногих понимал, что нужно сделать, чтобы Россия стала европейской державой. Но из-за революционных мыслей он стал неугоден для придворных. В конечном счёте ему пришлось покинуть свой пост.
Александр Филимон, историк, писатель, краевед: "Фактически Брюс поселился в Глинках после выхода в отставку в 1728 году. Так вышло, что у него были дома в Петербурге, которые были ведомственными. Поскольку он занимал пост командующего войсками артиллерии и, естественно, они отошли другому последователю. И вот он переезжает в Москву. Здесь у него у тому моменту был дом на Мясницкой улице. Он начинает подбирать загородное место, где можно было бы поселиться".
Усадьбу Яков Брюс выкупил у Долгорукого. Только здания были деревянные. Каменные он строил уже сам. И то здание, где разместил его обсерваторию. Это единственные постройки, сделанные Брюсом, которые сохранились до нашего времени.
Александр Филимон: "Это здание строилось в таком интересном стиле. С использованием различных стилей, которые тогда были известны, классический, барокко, и конечно голландский стиль, особенно первый этаж, сделанный в этом стиле. Он был оформлен масками, которые делались не с помощью гипса, как обычно это делают в других усадебных комплексах. А создавались эти маски техникой резьбы по камню. То есть во время строительства в кладку вставляется белый камень и на нём вручную вырезалось само изображение".
На первом этаже вы найдёте 57 масок. И все они уникальны, ни одна не похожа на другую. Однако самые интересные расположены по фасаду здания. Объединяет их весьма ироничная задумка. В те времена за Яковом Брюсом закрепилась репутация чернокнижника, колдуна с Сухаревской башни и первого русского масона. И эти маски являются своеобразным ответом.
Александр Филимон, историк, писатель, краевед: "Есть центральная маска над входом, которая так считается является автопортретом самого Якова Брюса. Есть маска, которая поёт, маска, которая меняет выражение лица. С одной стороны улыбается, с другой стороны сердится. И даже кажется злится. А есть целая серия масок, которые показывают языки, причём эти маски сделаны на западном фасаде в сторону Москвы и на северном в сторону Петербурга. По поводу масок, которые показывают языки, есть такая легенда, что якобы Брюс хотел отомстить вельможам, из-за которых ему пришлось уйти в отставку. Поэтому и сделал такие маски с высунутыми языками".
И гримасничают эти маски вот уже 285 лет. Продолжили дело своего великого предка и его родственники. Которые внесли свой архитектурный вклад в здание, где сейчас располагается Правительство Москвы. Реконструкцией занялся тогда внучатый племянник сподвижника Петра, в то время губернатор Москвы. Благодаря ему дом на Тверской 13 выглядит так, каким мы привыкли его видеть.
Почти не изменился и дом самого Брюса. Его хозяин встречает гостей на пороге. Стоит только подойти к парадной и поднять голову наверх. И вот он. Яков Брюс в смешном образе растрёпанного чёртика. Всё такой же таинственный и неразгаданный.