Понимаем ли мы причины Трагедии? Хотим ли мы их знать?
Чудовищные воздушные атаки на символ могущественной Америки - ее 110 этажные небоскребы, вызвали огромную чувственную энергию в беспечно дремлющем сознании Человечества. Это, прежде всего, простая человеческая реакция на трагедию, постигшую американский народ - сострадание к жертвам и их близким, стремление людей практически всех стран мира поддержать американское общество и граждан этой страны, оказавшихся в беде. И это делает честь современному Человечеству.
Понятно и стремление американского народа и его Правительства найти и наказать жестоких варваров XXI столетия, дерзнувших отнять жизнь тысяч мирных людей. "По какому праву совершено это злодеяние, какие мотивы имелись у преступников, почему оно стало возможным?" - задают вопросы, прежде всего американцы, а, вослед им и миллионы людей планеты. И находят множество вроде бы вполне убедительных ответов - и от властей, и от публичных политиков, и от специалистов и т.д. И вроде бы они основательны, эти их ответы и пояснения - следует найти виновных и наказать их; для этого все демократические страны (?) обязаны создать коалицию, объединить свои силы и усилия. На первый взгляд, они объясняют ситуацию, аргументируют необходимость возмездия и борьбу с террористами
Интерпретации
Но не покидает какое-то странное чувство - не сказанной правды, не убедительности аргументов, всевозможных, обильно высказываемых пояснений. Возникает все больше сомнений и беспокойств, растет уверенность, что приводимые факты и разъяснения, сами по себе реальные, на самом деле не раскрывают сути происходящего, и более того - уводят от знания причины Великого преступления и Великой Трагедии.
При самом внимательном наблюдении за поведением и выступлениями различных лидеров, наблюдении за ними даже в режиме TV , трудно отделаться от впечатления, что они в немалой мере растеряны и самое главное - весьма далеки от глубокого анализа причин, обусловивших Трагедию не как случайность, а как логическую закономерность, долженствующую произойти .
Множество людей разных профессий и разного социального положения - через каналы TV, радио, газетах и журналах, сайтах Интернет, парламентских обсуждениях, и уличных митингах -мучаются виновников, требует расправы с ними, изощряются в оригинальных выражениях, не стесняя себя ни границами употребления языковых терминов, ни разумным стремлением к пониманию ситуации.
"XXI век начался не 1 января, а 11 сентября", - утверждают одни; "варварский Ислам перешел в атаку на просвещенный и гуманистический христианский Запад", - говорят другие, требуя при этом жестоких кар в отношении всех народов, исповедующих эту религию. На другом полюсе с ложными толкованиям События, дела обстоят не лучше: "Новые крестоносцы готовятся в поход на Ислам, и то, что не удалось сделать "старым крестоносцам" много столетий тому назад, они стараются сделать сегодня," - эта мысль, хотя и в разной редакции, все больше распространяется не только среди низов мусульманского Востока, но и по всему обездоленному миру, вызывая негодование сотен миллионов людей.
Кризис теории и практики международного сообщества, был очевиден еще целое десятилетие, тому назад, когда под тяжестью этого кризиса, рухнул СССР, вызвав буквально тектонические сдвиги в системе глобальных международных отношений. Теперь - очередь за США? Происшедшему событию (гибели СССР), не был дан адекватный научный политический анализ, - все ограничилось выводом - заклинанием: СССР рухнул, будучи не в силах справиться с внутренними проблемами и т.д. На Западе же, как в лучшие коммунистические времена, все оказалось подчинено пустой пропаганде - восхвалению высших должностных лиц, случайно оказавшихся в те времена у Власти, возвеличению всесильного Рынка, преимущества бесподобной и всесильной Конкуренции, гуманистической роли свободных СМИ, на которых, оказывается, единственно и держится Великая, но хрупкая Демократия, во имякоторой идут всемировые сражения.
Чтокасается взглядов на мировые трансформации известных ученых СССР - России, они, как оказалось, были подвержены сильнейшему оппортунизму и быстро приспособились к мировоззренческим установкам "рынка" - что тут поделаешь...
Нужны революционные перемены во всем Мире! Нужны новые мировые лидеры!
Таким застал мир Великую американскую трагедию. Здесь было все - и боль, и сострадание, и участие, и стремление помочь и множество иных сопряженных переживаний и благородных чувств.
Но было (и присутствует ныне) другое, параллельное — пропаганда, ложь, инсинуации, ярость, не желание разобраться в причинах трагедии, чувства мести. Была и откровенная торговля и цинизм, и совершенно низменное — приглашение к мировому сообществу уничтожить "сообща" чеченский народ, неуклюже подводя какую-то иллюзорную доказательную базу, основанную на примитивных умозаключениях типа: "Бен Ладен - мусульманин, бандиты из Чечни - тоже мусульмане; следовательно - они все заодно и их надо уничтожить!"
В этих потоках лжи и искажений, неприкрытой злобы и ярости, откровенной пропаганды межэтнической ненависти особая роль принадлежит российским каналам телевидения и СМИ, в том числе телекомментатору Николаю Сванидзе (призывавшему в свое время к расстрелу здания российского Парламента), расхваленного в газете "Московский Комсомолец" профессором Гавриилом Поповым. Полагаю, что он в данном случае поступил более чем опрометчиво. Но это — частный случай...
Во всех этих и других лукавых словопрений буквально тонут отдельные трезвые оценки ученых, писателей и просто рядовых граждан с перспективным видением неопределенного будущего, суждения тех редких самостоятельных мыслителей нашего времени (типа Александра Зиновьева), которые - и задолго до Великой американской трагедии, и сразу же после нее - с большой тревогою пытались говорить о мощных пластах глобальных противоречий современной Цивилизации, игнорирование которых неумолимо ведет человечество к всемирной катастрофе.
Их надо услышать, надо понять общую, генеральную ситуацию в мире - Цивилизация на пороге катастрофы. Необходимо форсировать революционные перемены в Мире "сверху", не дожидаясь, как они осуществляются "снизу ", ввергая Мир в состояние хаоса. Нужны решительные изменения во всем, в том числе в плане морально-нравственных отношений, отказавшись от пресловутого тезиса "Политика — это грязное дело". Да, политика — грязное дело, если ее проводить с нечестивыми, грязными помыслами. Но она может стать и делом чистым - если в ее основу положить известные с библейских времен универсальные морально-нравственные принципы, разделяя понятия "Добра" от "Зла", "Совесть" - от отсутствия такового, вернув первоначальное толкование словам "Честь", "Сострадание", "Справедливость", "Равенство".
Продолжение следует
Руслан Хасбулатов
Специально для ПРАВДЫ.Ру
Хасбулатов Руслан Имранович, профессор Академии им. Плеханова, председатель Верховного Совета России в 1991-1993 годах.
фОТО Артема Житенева,
(НГ-фото)
Ссылки по теме:
ПРАВДА.Ру:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.