О противниках режима Саддама Хусейна в самом Ираке известно достаточно. Собственно говоря, хоть что-то (в военном смысле) из себя представляют иракские курды на севере и шииты на юге. Вопрос в том, насколько они будут эффективны в возможной войне против багдадского режима. Судя по событиям прошлых лет, вооруженные формирования противников Саддама Хусейна не могут взять на себя роль главной ударной силы. Хотя лидеры этих формирований очень к этому стремятся…
Накануне, в интервью американской телекомпании CNN, лидер Патриотического союза Курдистана Джалал Талабани заявил о готовности предоставить американским войскам территорию на севере Ирака, которую контролируют курды. Как заявил Талабани, «американскую армию будут очень горячо приветствовать в иракском Курдистане». По его словам, «у нас есть более 100 тыс борцов сопротивления, и десятки тысяч есть в Сирии. Эти силы могут освободить Ирак при сотрудничестве и координации с американскими войсками». Такой вот «Северный альянс» в курдском варианте…
По словам представителей американской администрации, в настоящее время в Белом доме оценивают предложение Талабани. Поводов для сомнения у Вашингтона предостаточно. Собственно говоря, не приходится сомневаться в том, что курды готовы объединиться с кем угодно, лишь бы свергнуть режим Саддама. Однако проблема состоит в другом – лидеры курдов слишком разобщены, чтобы можно было рассматривать их как серьезную опору в проведении военной операции против багдадского режима.
В последние несколько месяцев администрация Джорджа Буша приложила немало усилий для того, чтобы объединить разрозненную иракскую оппозицию. И вроде бы даже есть некоторые успехи. По крайней мере, Джалал Талабани и другой лидер курдов – Масуд Барзани (руководитель Демократической партии Курдистана) – договорились об объединении. Но вот вопрос – насколько долго будет действовать эта договоренность? И Талабани, и Барзани претендуют на роль единоличных руководителей курдских повстанцев (и, соответственно, на возможность руководить распределением американской финансовой помощи). Если они будут подозревать друг друга в попытках узурпировать власть (а подозревать они будут – десятилетия вооруженного противостояния между различными курдскими группировками бесследно не пройдут), то их объединение может стать фикцией. И на кого же тогда опираться Вашингтону? Уже сейчас понятно, что американскому руководству совсем не хочется выступать третейским судьей в многолетнем борьбе за власть между лидерами иракских курдов.
Делать же ставку на кого-то одного из них бессмысленно. Если Соединенные Штаты примут предложение Талабани, то практически наверняка придется договариваться и с Барзани. По одной простой причине – группировка Талабани контролирует примерно треть территории Иракского Курдистана, тогда как Барзани – две трети.
Наконец, не стоит забывать, что помимо лидеров иракских курдов, имеются и другие оппозиционеры, претендующие на роль преемников Саддама Хусейна. Это один из лидеров Иракского национального конгресса Ахмед Чалаби и бывший глава генштаба иракской армии Низар аль-Хазраджи. Они не располагают сколько-нибудь заметной военной силой (ее у них попросту нет). Но оба этих претендента – арабы, и данное обстоятельство практически наверняка сыграет решающую роль при выборе «наследника» Саддама Хусейна. Вот только будут ли они отличаться большим гуманизмом, нежели нынешний иракский правитель?
Как бы там ни было, но пока складывается впечатление, что Вашингтон не очень серьезно относится к так называемой иракской оппозиции. Вся деятельность которой пока сводится только к тому, чтобы выбивать дополнительную финансовую помощь из своих американских покровителей.
Олег Артюков
"ПРАВДА.Ру"
Ссылки по теме:
Известия:
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.