С 1994 года и по сегодняшний день на территории России идет загадочно начатая, не понятно в чьих интересах временно приостановленная в 1996 году, чеченская компания.
Захват заложников и работорговля – это, к сожалению, неизменные атрибуты этой войны. Для одних это горе и слезы, для других – просто бизнес. Кто же те «невидимки», что делают деньги на горе других? На этот вопрос корреспонденту нашей газеты согласился ответить Герой РФ вице-президент Международный ассоциации защиты ветеранов и сотрудников спецподразделений правоохранительных органов и спецслужб «РУСЬ» Александр Никитин , с 1994 по 1996 год командир специального отряда «Витязь» дивизии МВД имени Дзержинского.
Александр Николаевич, почему, по вашему мнению, воровство военнослужащих столь популярно в республиках Северного Кавказа?
Для многих людей это страшное горе стало весьма доходным бизнесом. За каждого человека террористы, похитившие его, получают от его родственников очень большие деньги. А многочисленные посредники между похитителями и родственниками похищенных не только зарабатывают на посредничестве деньги, но и нередко преследуют иные цели, например, создают себе образ миротворца.
Можно вспомнить бывшего депутата Госдумы Бориса Березовского, который, квалифицированно конструируя для прессы свой образ «освободителя», еще более успешно решал в Чечне собственные проблемы.
Хотя, конечно, есть люди, организации, которые искренне стремятся помочь нашим ребятам, попавшим в плен. В России есть комитет «Солдатских матерей», есть комитет «По розыску без вести пропавших и интернированных», активно работает в этом направлении Совет Безопасности - эти и другие общественные и государственные структуры занимались и занимаются освобождением попавших в рабство к чеченским террористам военнослужащих Российской Армии, передавая работорговцам огромные деньги за их спасение.
Так что для похитителей это чрезвычайно прибыльный бизнес.
Что можно сказать о политиках, кроме того, что многие из них пытались заработать и зарабатывали политический капитал на чеченской проблеме. Не замечены ли некоторые наши лидеры, в частности, некоторые руководители северо-кавказских республик в достаточно теплых отношениях с чеченскими боевиками? Может быть, не случайно в 1999 году банды Басаева и Хаттаба вторглись именно в Дагестан?
Говорить о том, что какие-то руководители республик поддерживают боевиков, конечно, несправедливо. Тем не менее, совсем недавно вместо соседних Чечни и Ингушетии была единая Чечено - Ингушская Республика, и корни у народов, что ее населяли, переплелись многократно. Я совсем не хочу обвинять Руслана Аушева в пособничестве работорговцам, но он сам признавал, что связи с чеченскими работорговцами в его республике есть и обрубить их нельзя.
В Дагестане же на границе с Чечней живут чеченцы - акинцы. И я лично полагаю, что не стоит уподобляться отдельным политикам, которые с пеной у рта уверяют, что Ингушетия способствует росту преступности на территории Северного Кавказа. И народ, и правительство этой республики прекрасно понимают, что в каждой нации есть свои «отморозки», и если они начнут способствовать таким же выродкам из Чечни, то станут такими же жертвами, как и народы Дагестана и других республик Северного Кавказа.
Я надеюсь, что никто из лидеров республик Кавказского региона не хочет покрывать у себя в республике отребье, занимающееся грязными делами. А продолжительные связи, что установились у Ингушетии и Дагестана с Чечней, это - историческая закономерность.
Могут ли, по вашему мнению, быть коррумпированы местные чины республиканской администрации, ФСБ и МВД?
На Северном Кавказе более сильны родственные, тейповые, отношения среди населения. Что же касается коррупции в местных, силовых и правоохранительных органах республик Северного Кавказа, то я полагаю, что на пропускных постах МВД и в его различных подразделениях не могло обойтись без подобных явлений, по той причине, что «живой товар» требует транспортировки в саму Чечню из тех мест, где он был захвачен. Но и говорить о полной коррумпированности всех органов МВД и ФСБ Северного Кавказа нельзя.
Анатолий Куликов, бывший министр МВД, говорил, что в свое время Руслан Аушев был передаточным звеном - через него Борис Березовский передавал деньги Шамилю Басаеву. Вот откуда может идти поддержка чеченских работорговцев. Однако я как офицер Российской спецслужбы всегда придерживаюсь правила: не видел - не говори.
Очень просто оскорбить политика, человека, или даже весь народ, назвав его пособником бандитов и террористов.
Кто же тогда правит бал работорговли в самой Чечне, если, как уверяют своих читателей некоторые журналисты, ни у Басаева, не у Гелаева, не у Радуева военнопленных нет? И прав или нет бывший террорист номер 2 - Салман Радуев, утверждавший,что воровством военнослужащих занимаются спецслужбы Масхадова?
- Ситуация, в которую попала Россия в Чечне и в первую, и во вторую военную компанию, весьма странная. В свое время мы вынуждены были признать, что Джохар Дудаев не очень хороший человек, что он не был способен вести открытый диалог с Россией. Но вспомним, кто поставил его у руля Чеченской Республики? Ведь все новые лидеры ельцинского окружения решили, что есть бывший советский генерал, у которого есть влияние на народ Чечни. А дальше с ним не получилось диалога, и вот он уже «террорист и преступник».
К какому выбору наши политики пришли после гибели Дудаева? Президентом Чечни становится человек, принимавший участие в боевых действиях против федеральных войск, и не последняя фигура в окружении Дудаева. Это - Масхадов. Он что, честный человек, или он не сражался с нашими войсками и в первую военную компанию, или он против похищений людей, которые, кстати, не вчера начались, а происходили на территории Ставропольского края и до 1994 года? Вскоре и на Аслане Масхадове наши политики поставили жирный крест. Очередная «находка» - Ахмад Кадыров. Кто он - новый глава Чечни? Человек, который был в рядах «террористов» и похищал людей. Хотя в 1996 году у него наступает прозрение, и он «кается». Ну дай Бог.
Вот такая кадровая политика у Российского руководства в Чечне. Теперь есть мнение, что можно работать с Гелаевым, на нем меньше крови. Но ведь все эти представители Чечни, чьи фамилии я вам назвал, прошли один и тот же путь: от бандита до тех, кто сумел вовремя перекраситься под борцов за освобождение Чечни от неверных, потому что это и модно, и под этот лозунг можно получить от западных финансовых кругов подачку. И они теперь борются за свободу своей Родины. А кто же, я хотел бы знать, похитил тех людей, что строили дорогу, соединяющую Грузию с Чечней?
Мелкие банды никогда не смогли бы похитить более 800 человек, что работали на этой стройке. Эти данные взяты мной не с потолка, это - данные армейской разведки.
Поскольку мы с вами коснулись источников, которые щедро оплачивают «работу» чеченских террористов, то как вы можете прокомментировать мнение работника ФСБ, который в частной беседе со мной говорил, что и вторжение Салмана Радуева в Первомайское, и рейд в Буденовск Шамиля Басаева осуществлялись не для захвата стратегических и военных объектов, а для того, что бы нефтепровод, что планировали пустить в обход Чечни, не пошел бы по нужному России маршруту через Дагестан до Новороссийска. Тогда бы Чечня не получила бы дотаций из госбюджета России, а о нефтепроводе Баку - Джейхад, в котором были заинтересованы, дающие финансовую подпитку чеченским боевикам нефтяные монополии Грузии и Турции, могли бы забыть?
- Я согласен, что все, о чем вам рассказывал сотрудник ФСБ и то, о чем я говорил с вами выше, звенья одной цепи, и я вполне допускаю, что Западные и Турецкие круги готовы ради сверхприбылей сотрудничать с кем угодно из чеченских террористов.
- Если мы с вами, Александр Николаевич, заговорили о том, какие ставки на руководство Чечней делалось Правительством России, то, по вашему мнению, мог бывший министр МВД России Владимир Рушайло знать, что собой представляют чеченские руководители?
- Если уж говорить честно, то у нашей страны просто нет никакой кадровой политики, тем более на Северном Кавказе. Так, в 1994 году, когда начиналось наведение конституционного порядка в Чечне, полномочным представителем Президента в этом регионе был назначен Егоров Николай Дмитриевич, глава Ставропольского Края. В прошлом он был председателем колхоза, его рабочий день начинался со стакана водки, тем же и заканчивался. Какое же правильное решение он мог принять?
Потом стали появляться и другие советники по Чечне. Странным образом в тень ушел Сергей Шахрай, в то время вице-премьер, специалист по Северному Кавказу, ведший переговоры с Дудаевым летом и осенью 1994года.
Странная ситуация получилась с и.о. президента Чечни Зелимханом Яндарбиевым. Я думаю, что здесь не обошлось без того, чтобы кто-то из близкого окружения Президента Ельцина не настроил его против него во время их встречи в Кремле в 1996 году после гибели Дудаева. По ТВ зрители видели, как нагло вел себя наш президент с руководителем, законно избранным народом. Ведь встретить-то Яндарбиева надо было если не почтительно, зная о том, что он является ярым приверженцем вакхабизма и работал с представителями иностранных, не скажу спецслужб, но финансово-политических кругов, то хотя бы с уважением, чтобы решить ряд политических жизненно важных вопросов для России. Либо вовсе не надо было встречаться. Вы посмотрите, как решают проблемы борьбы с террористами в США.
Там отошли от сталинского принципа: «Есть человек - есть проблема, а нет человека - нет и проблемы!». Ведь даже своего врага Ясира Арафата, по рекомендации сотрудников ЦРУ, сделали лауреатом Нобелевской премии, и тот, обеспечив себе старость, успокоился, будучи живым и здоровым. И если завтра на его место придет молодой и энергичный лидер Палестины, то и с ним представители Запада будут работать также как с Ясиром Арафатом - договариваться.
А наши политики все изобретают свой велосипед, ставя то одного, то другого удельного хана Ичкерии, а результат один - гибнут наши ребята.
Кстати, Шахрай, ведя переговоры с Дудаевым летом и осенью 1994 года, не дал возможности встретиться с ним Президенту России Б.Ельцину!
Я думаю, что не стоит делать пугало из Дудаева, все-таки он был воспитан в духе советской власти. И если бы и та, и другая сторона пошла бы навстречу друг другу, то войны могло бы и не быть.
Как вы считаете, мог ли поддерживать работорговцев недовольных победой Масхадова в 1997 году, сам Яндарбиев, чей племянник Арби Бараев считается в Чечне главным похитителем людей, осуществивший похищение личного представителя Президента РФ в Чечне Власова? Или Ваха Арсанов, что был уволен Масхадовым с поста вице-президента Чечни и находился в дружеских отношениях с Шамилем Басаевым, одним из главных соперников Масхадова во время президентских выборов в 1997 году?
- Я думаю, что ничего нельзя исключать, ведь особенность Кавказа заключается в том, что кто в республике первый, тот в ней всем и владеет. А все остальные должны перед ним «снимать шапку».
На вопрос о том, когда закончится эта война, я отвечаю - она должна была закончиться еще в 1994 году собранием представителей актива чеченской диаспоры, находящейся в Москве, и все вопросы, связанные с Чечней, должны были решаться здесь, а не там, в Чеченской республике. С той, и с другой стороны гибли люди, тратились громадные материальные средства, а в результате ни одна из сторон не добилась того результата, которого хотела.
Александр Николаевич, вы как офицер одной из российских спецслужб, можете допустить то, что, по версии газеты «Версия», объявленный в федеральный розыск после вторжения в Дагестан в 1999году, полевой командир чеченских боевиков Арби Бараев жил в 2000 году в квартире на Кутузовском проспекте? А также, что и по сей день, он является «серым кардиналом» и «главным кошельком» мэра Грозного - Беслана Гантамирова. А у Ахмада Кадырова, на которого сделала в свое время ставку администрация Президента России, главную роль финансиста его клана играет полевой командир Руслан Гелаев. Такое возможно?
- Я думаю, возможно все. А почему бы Арби Бараеву не жить в наши дни в доме, что расположен в Москве на Кутузовском проспекте? Cнять или купить в этом доме квартиру и привезти в нее Бараева, чтобы он жил там под вымышленной фамилией, - не составляет особого труда.
Ведь сейчас многие чеченцы являются представителями Аслана Масхадова в различных международных организациях во всем мире. Когда представитель департамента США принял как частное лицо министра иностранных дел самопровозглашенной республики Ичкерия, то среди вопросов, заданных ему, был и такой: «Когда Вы были в последний раз дома»? Он ответил, что в Чечне был последний раз в 1999году, то - есть 2 года назад.
Могло ли похищение генерала МВД Шпигуна быть связано с тем, что он мог знать слишком много о «бизнесменах», торгующих живым товаром, и его могли сдать те, кто боялся своего разоблачения?
- Конечно, будучи зам. министра МВД Дагестана по кадрам, генерал Шпигун отлично знал проблему похищения людей на Северном Кавказе. Но в то же время остаются вопросы, на которые сейчас никто не может дать ответа. Почему Шпигун, будучи полномочным представителем МВД в Чечне, сел на обычный рейсовый самолет в аэропорту «Северный», где и был захвачен террористами? В Северной Осетии находится аэродром нашей стратегической авиации, откуда он мог спокойно улететь в нужном ему направлении. Так по чему же он этого не сделал?
Видимо, он захотел побыстрее оказаться дома перед праздниками. А террористы и те, кто за ними стояли, этим обстоятельством воспользовались.
Он должен был знать лучше многих, что, находясь в Чечне, надо быть всегда осторожным, даже при выходе из казармы на улицу.
Или подобный пример: два подполковника были похищены со свадьбы одного чеченца, на которую он их пригласил. Зачем они туда пошли? Ведь они сами создали прецедент для своего похищения!
Почти сразу же после похищения Шпигуна был освобожден задержанный с огромным трудом в Москве, министр безопасности Ичкерии Турпан Атгиреев, кстати, весьма одиозная личность, имевшая среди своих же бандитов кличку «мясник». Зачем, по вашему мнению, его надо было выпускать, или российские власти хотели таким образом предложить чеченской стороне пойти на обмен Атгиреева на Шпигуна? И кто дал столь странный приказ об освобождении Атгиреева?
- Я не знаю ответа на этот ваш вопрос. Работорговля тем и хороша для ее организаторов, что места нахождения заложников трудно обнаружить. Когда говорили с теми, кого удалось или освободить, или выкупить, то выясняли, что хозяева очень часто меняли места их дислокации.
А у чеченских боевиков есть своя контрразведка, имеющая свои источники в наших правоохранительных органах.
Но, Александр Николаевич, ведь когда кому-то очень было нужно, смогли в 1996 году уничтожить до этого неуловимого Джохара Дудаева. А в прошлом году перед выборами Президента России смогли задержать и препроводить в Лефортово «героя» Первомайской трагедии Салмана Радуева, который до этого ареста, по его собственному признанию, пересекал Россию вдоль и поперек.
Почему же теперь нельзя решить проблему чеченского кризиса тем же путем?
- После смерти Джохара Дудаева круг людей, имеющих доступ к верхушке Чеченских террористов, крайне ограничен. И подобраться к этим «лидерам» Ичкерии довольно не простое дело.
Хорошо, допустим в связи с тем, что главари боевиков поумнели, доступ к их лидерам и теневым экономистам затруднился, да и арест с задержанием Радуева вызывает определенные сомнения. Но что же комиссия по помилованию, возглавляемая Анатолием Приставкиным, и МВД России, тесно сотрудничавшее с ней, не понимают, что способствуют криминализации общества и усугубляют обстановку в Чечне, а заодно и в России тем, что идут на обмен военнопленных Российской армии на уголовников из Чечни, отбывающих наказание в России.
- В этом вопросе свою роль сыграло обращение к Министерству обороны России солдатских матерей, которые по вполне понятным причинам просят обменять ихдетей на чеченских уголовников. При этом все, кто участвует в процессе обмена, понимают, что когда чеченский уголовник окажется на свободе, то он натворит еще больше бед.
Ну, а спецслужбы России, имеющие аналитические подразделения, не понимают, к чему приводит подобный обмен, и какие будут его последствия?
- Спецслужбы России выполняют приказы одного из политических руководителей своей страны, который сказал «надо». В Уголовном кодексе РФ нет статьи, по которой подобных «тварей» надо освобождать. А у нас в стране ее Президент Б.Ельцин, как всегда, взял на себя ответственность за все решения по Чечне. Вспомним 1996 год, когда он пошел на ряд уступок террористам, объявив в апреле, что война закончилась. Зачем он это сделал?
Да, для того, чтобы ему не идти на выборы с грузом ответственности за чеченскую компанию.
Вспомним еще одного «горе-героя», тогда еще секретаря Совета безопасности, генерала Лебедя. По вашему мнению, на нем лежит ответственность за то, что произошло и происходит и в Чечне, и в России?
- На мой взгляд, генерал Лебедь хотел только одного - повысить свой политический рейтинг у избирателей как кандидат в Президенты, поставив точку в войне.
Давайте зададимся вопросом, какой орган возглавлял тогда Александр Лебедь? Совещательный. А подписывал он документы от имени Президента. Почему при подписании Хасавюртовского пакта не выслушали директора ФСБ, министра МВД, военачальников из Министерства обороны. Только Президент России Б.Ельцин мог дать Лебедю полномочия подписать соглашение о мире. Ему, во что бы-то не стало, надо было решить свою проблему с выборами 1996 года.
Вернемся вновь к теме похищения людей. Как вы считаете, правильно ли работают МВД и ФСБ, чтобы подобный «бизнес» закончил свое существование?
- Я полагаю, что только сейчас началась серьезная работа. Однако, по-моему, процесс работорговли на Северном Кавказе не остановить, потому что в начале распада СССР, а затем во время войны в Чечне были допущены ошибки и за каждого пленного, как я говорил выше, выплачивались огромные деньги.
Чтобы пресечь все негативные явления на Северном Кавказе, надо на место главы администрации Чечни поставить того, кто не замазан в крови и полностью ориентирован на Москву, к примеру, Руслана Хасбулатова. Вскоре в Чечне должны состояться президентские выборы, и не проводить их нельзя, потому что время играет на Аслана Масхадова, а не на федеральные структуры.
Значит, вы согласны с мнением ряда политиков, что война не закончилась, а наступила небольшая передышка?
- Как бы мы не хотели, войска должны быть использованы для того, чтобы «посадить на трон» Чечни умного дальновидного политика и должны остаться для выполнения его воли. Пока не будет проведена нормальная кадровая политика Российским руководством в этой республике, ничего хорошего на Кавказе не будет!
Беседу вел Илья Тарасов
Специально для ПРАВДЫ.Ру
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.