«И любовь, и порыв, и страсть…»

Три легендарные русские балерины Галина Уланова, Майя Плисецкая и Раиса Стручкова в одном фильме. Такой странный и интересный симбиоз решил продемонстрировать телеканал «Культура».

Три балерины, названные при жизни великими, - Галина Уланова, Майя Плисецкая и Раиса Стручкова – были очень разными и на сцене, и в жизни.

Галина Уланова, единственная из них троих выпускница Петербургской-Ленинградской балетной школы, ученица своей матери М.Ф.Романовой и А.Я.Вагановой, пришла в театр в 1928 году. Уланову на сцене отличала особая хрупкость, женственность и незащищенность, ее лучшими партиями классического репертуара признаны Жизель и Одетта в «Лебедином озере» (в спектакле Кировского театра, поставленном А.Я.Вагановой, партии Одетты и Одиллии – элегического белого и демонического черного лебедя – танцевали разные балерины). Поэтичная и вдохновенная Галина Уланова стала первой и непревзойденной исполнительницей роли Джульетты в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Л.Лавровского и Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б.Асафьева (балетмейстер Р.Захаров). Те, кому посчастливилось видеть Уланову на сцене, отмечали одухотворенность и удивительную гармоничность выразительных средств, она была убедительна и проникновенна и в старинных наивных  балетах, и в современных постановках. Те, кто знал Уланову в жизни, говорили о ней с благоговением, как о человеке редкой доброты, искренности, скромности и трудолюбия.

Майя Плисецкая и Раиса Стручкова ровесницы (обе родились в Москве в 1925 году) и ученицы одного педагога – знаменитой в прошлом балерины Мариинского Императорского театра Елизаветы Павловны Гердт, выпускницы одной хореографической школы – московской.

«И любовь, и порыв, и страсть…»
«И любовь, и порыв, и страсть…»
В Большом театре, куда обе были приняты по окончании хореографического училища, им довелось танцевать одни и те же классические партии – Китри в «Дон-Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Раймонду в одноименном балете, но как по-разному они это делали! В современном репертуаре их творческие пути не пересекались: Стручкова прославилась в партиях Золушки и Марии из «Бахчисарайского фонтана (оба – в постановке Р.Захарова); Плисецкая – в балетах Р. Щедрина «Гонек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Дама с собачкой»… Для Плисецкой ставили Ю.Григорович, М.Бежар, Р.Пети.

Галина Уланова стала солисткой Большого театра, переехав в Москву из Ленинграда, в тот год – 1944 – когда Стручкова и Плисецкая пришли в Большой театр. Они танцевали в одно и то же время на одной и той же прославленной сцене, нередко – в одних и тех же спектаклях, но как непохожи друг на друга были созданные ими образы, неповторимо окрашенные их индивидуальностью! Их, бесспорно, объединяет главное – талант и влюбленность в балет. И сколько бы ни спорили балетоманы и критики о нюансах исполнения ими той или иной партии, в памяти тех, кому довелось видеть Уланову, Стручкову и Плисецкую на сцене, осталось главное – радость от встречи с настоящим искусством.

Всех троих - Уланову, Плисецкую и Стручкову, сообщает пресс-служба ГТРК «Культура»,объединяет то, что они были не только выдающимися балеринами, обладавшими виртуозной техникой классического танца, но и выдающимися актрисами балетного театра своего времени.
«Балет для меня – это и призвание, и труд, и праздник, и отчаяние, и первая любовь, и порыв, и страсть!», - сказала Раиса Стручкова.

Фильм «Мастера русского балета» можно увидеть на телеканале «Культура» 11 июня в  16.20.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Обсудить