Телевизионщики – особая каста. Известно, что просто так, с улицы, за заветные двери телецентра попасть не так-то просто. Нашу героиню на работу сюда привела сестра - известный художник по свету на Шаболовке. А через несколько лет Лену Морозову уже знала ровно половина телецентра. И не только как комсомолку, активистку и просто красавицу, а как редактора и незаменимую помощницу ведущего программы «СМАК» Андрея Макаревича.
Лена, существует мнение, что все работники телевидения втайне мечтали или мечтают стать телезвездами. У кого-то получилось, у кого-то – нет. А у тебя было изначально желание стать звездой экрана?
Никогда. Если все пойдут в кадр, кто же будет делать черновую работу? Ведь на одну звезду работают, человек двадцать. И им не важно, что они остаются в тени – они кайфуют от самого телевизионного процесса. Как от съемки «СМАК»а, например. Когда я там работала, я была действительно счастливым человеком. Это был целый процесс – приглашение гостей, переживания, недосыпания перед съемками. Но когда все «срасталось» – и удачный рецепт, и подобающая атмосфера, когда становилось ясно, что получается хорошая программа - для меня это был высший пилотаж. Я видела результат своего труда – то, что я пригласила удачного гостя, посоветовала оригинальный рецепт, которого еще не было, и получала от этого громадное удовольствие.
Почти одиннадцать лет ты была помощницей Андрея Макаревича. Трудно было с ним работать?
В начале было очень трудно. Макаревич просто не замечал меня на съемочной площадке. Он не называл меня по имени, вообще никак, делал вид, будто меня вовсе не существует. Потом, в какой-то момент произошел прорыв. Мы стали общаться. Однажды я сказала: «Андрюша, я была на тебя очень обижена, ведь я была полноправным членом команды, а ты не обращал на меня никакого внимания. «Я очень тяжело схожусь с людьми и вначале к ним присматриваюсь», - ответил Макаревич. Ко мне он присматривался три месяца.
В программе ты была просто незаменимым человеком, практически всю подготовительную работу делала ты.
Сначала я оформляла микрофонные папки, затем стала отсматривать материалы. Потом вдруг получилось так, что я стала одна за всех – все в одном флаконе. Если честно, этого адреналина мне сейчас не хватает.
Приглашение гостей ведь тоже входило в твои обязанности? Но это же просто немыслимо – в течение одиннадцати лет еженедельно «вытаскивать» звезд на программу!
Ну, некоторые гости приходили в программу не один раз. Один Валдис Пельш, например, был у нас четырежды. А потом, в телеэфире постоянно восходят «звезды» – появляются новые сериалы, много новой эстрады, «попсы». Но одно условие я должна была четко выполнять – приглашенный должен быть приятен Макаревичу, поэтому все кандидатуры согласовывались с ним лично.
Телевизионная работа нервная, сложная, часто ненормированная. Многие слышали, что телевизионные дети ревнуют своих родителей к работе.
У нас с этим все нормально. Со своим будущим мужем я познакомилась в колхозе – в те годы работники телецентра обязаны были по разнарядке выезжать на картошку. Руслан в то время тоже работал на телевидении. Дочку я с малых лет таскала на различные съемки. Помню, когда ей было четыре года, я привела Дашу на «Поле чудес». Якубович поставил ее на стульчик: «Скажи: «Рекламная пауза». Моя необщительная девочка сквозь слезы выдавила из себя заветные слова.
Тут нет ничего смешного. Даже видавшие виды политики, попадая на съемки в студию, чувствуют себя не в своей тарелке. Ты и сама это хорошо знаешь, ведь магию эфира тебе тоже пришлось испытать.
Я была участницей нескольких программ: «Сто к одному», «Угадай мелодию», «Империя страсти». Для меня большим открытием было то, что ощущения, когда ты стоишь по ту сторону камеры, совсем другие. Ты теряешься, как бы растворяешься, не можешь сконцентрироваться. Это дома, сидя у телевизора, легко отгадать какой-то вопрос, а в студии – совсем другой мир.
Несмотря на это, почти все песни в студии ты тогда отгадала.
Да, на съемках «Угадай мелодию» я вошла в кураж. Может быть из-за того, что перед эфиром всем игрокам активно наливали «Белый аист». Я «Белый аист» не пью, но знала, что положено выпить, и принесла с собой «Мартини». Конечно, алкоголь снимает «тормоза» - я активно пела и дошла до полуфинала. Но память на всю жизнь осталась. Было очень приятно, когда после выхода программы в эфир меня узнавали на улице.
А с
Тут вообще смешная история получилась. В Телецентре решили, что я пошла за компьютером для Коли (продюсер «СМАКа» Николай Билык- прим. автора). Все говорили ему: «Билык, как тебе не стыдно, ты что, не можешь компьютер для фирмы купить? Зачем ты бедную Морозову посылаешь на позорище?» Бедный Коля оправдывался и ругался – как я, работая в такой солидной компании, могла пойти на такую пошлую, по его мнению, передачу? А все кругом думали, что это он послал меня туда.
Ну и как было оказаться в шкуре игрока, который постепенно раздевается на виду у всей страны?
Перед съемкой мы договорились с моим соперником, и он мне подыгрывал. Мне тогда очень нужен был компьютер, а Николай Фоменко надеялся, что я его не получу. Но к финалу я осталась в одних трусах. В корзинку с одеждой мне положили «по блату» лифчики, которые я никак не хотела одевать и две юбки. Одеваться надо было с завязанными глазами. Я никак не могла залезть в эти юбки – пришлось просто прикрыться.
Фоменко в конце программы сказал моему сопернику: «Ты поступил как настоящий М….». Все подумали: «как настоящий мужчина», но Фоменко имел в виду совсем другое.
Потом я очень переживала. Во время монтажа бегала за режиссером и умоляла, чтобы он вырезал из кадра мою голую грудь. Но когда программа вышла в эфир, я успокоилась, даже дочка сказала: «Мама, успокойся, все пристойно».
Да в мире телевидения не все так просто. Очень много значит командный дух, даже есть понятие такое – «ты в команде» или» ты не в команде». Ты-то была точно своя в команде Макаревича. Как же ты смогла все бросить?
Говорят – главное, вовремя уйти. Я поняла, что Макаревич устал от программы, чувствовала, что «СМАК» начал тяготить его и видела, что у него уже не «горит глаз». А это было мое дитя. Я не могла смотреть, как программа умирает…
Сейчас «СМАК» стал совсем другим. Теперь это – кулинарное шоу. А Андрею удавалось создать атмосферу домашнего уюта, и это была его большая заслуга. Никто не писал ему тексты, не делал никаких сценарных заготовок – снимали с первого дубля, и всегда получался прекрасный результат.
Макаревич легко тебя отпустил?
Он спросил: «Почему?». Я ответила, что тоже устала и хочу найти тихую спокойную гавань. Андрей сказал: «Лена, на телевидении нет тихой и спокойной работы. Если ищешь покоя – иди в лифтерши». И на прощание дал один добрый совет: никогда не люби и не готовь по чужим рецептам!
Светлана Мельникова
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.