Фонарь, граммофон и пуд соли. Огни большого города

5:23

На невские берега пришла та волшебная пора, когда “одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса”. Очарование белых ночей погасило уличное освещение. И около 200 тысяч городских светильников отправились в летний отпуск до конца июля.

Зажигать будут лишь шесть фонарей на тихой улочке Одесской между Суворовским проспектом и Тверской.

Здесь, возле дома, где располагалась лаборатория известного ученого-изобретателя Александра Лодыгина, зажегшего первый электрический фонарь в российской столице, сейчас разместился маленький музей под открытым небом. Его экспонатами стали фонари

.Самый первый масляный светильник, что появился возле Зимнего домика Петра I в 1720 году, изготовлен по архивным документам и старинным гравюрам. На смену масляным фонарям пришли керосиновые, потом газовые и, наконец, электрические. Образцы их представлены в упомянутом городском музее фонарей.

А у нас во дворе все пластинка поет

Обладатели лазерных дисков и суперсовременных стереосистем, должно быть, и не помнят уже, как пела во дворе старая пластинка с хрипловатым дребезжанием патефонной иглы. Услышать такое пение можно в 39-й квартире старого дома на Большой Пушкарской улице Петроградской стороны.

Смотритель здешнего музея старинных граммофонов зеленый попугай Ерема придирчиво оглядывает немигающим глазом каждого посетителя. Еремин хозяин, цирковой артист, клоун и дрессировщик, заслуженный артист республики Владимир Дерябкин, сейчас уже пенсионер, начал собирать свои экспонаты случайно: как-то на гастролях в Краснодаре просто позарез понадобился ему для номера граммофон. Искал, с ног сбился, пока один старичок не затащил его на чердак:

“Вон валяется, бери, коли надо”.

За четверть века собралось у артиста около 300 самых разных музыкальных машин и механизмов, ставших основой первого в России частного музея граммофонов. Большинство из них выпущено во второй половине XIX века в России, Англии и Германии. Есть солидные, величиной с небольшой шкаф, на котором изображены пасторальные картинки.

Многие экспонаты — уникальные, сохранены здесь едва ли не в единственном экземпляре. Как, к примеру, старая уличная шарманка — покрути ручку и услышишь жалостливую песенку, совсем как в кинофильмах про другую, давно ушедшую жизнь. А рядом трактирный полифон — не сразу признаешь в нем прадедушку нынешнего музыкального автомата: за стеклом висящего на стене большого ящика диск с металлическими шипами. Стоит опустить в щель монетку, желательно царской еще чеканки, как механизм начнет вращаться, вызванивая мелодию какого-нибудь шлягера, модного лет сто назад. Конечно, всю эту коллекцию раритетов в старой квартире не разместить. Хозяин может показать только 70 экспонатов и надеется, что городские власти помогут с помещением для его занимательного музея.

Без нее и стол кривой

Вообще Петроградской стороне повезло на необычные музеи. Неподалеку от собрания старинных музыкальных машин в доме № 9/5 по Большой Посадской улице можно полюбоваться знаменитыми шарфом и штиблетами, в которых щеголял гр-н Бендер Остап Ибрагимович.

Найдется тут и гиря, которую пилили Балаганов с Паниковским, добывая золото подпольного миллионера Корейко, и сверхустойчивая краска “Титаник”, в которую выкрашены были усы и шевелюра уездного предводителя дворянства, и много чего другого, знакомого нам по знаменитым романам Ильфа и Петрова. Все вещи, как утверждает создатель музея Анатолий Котов, — подлинные, и принадлежали они великому комбинатору со товарищи.

Свернув с Большой Посадской на Малый проспект, попадем в самый молодой в городе музей — музей соли, открывшийся совсем недавно. Шагая сюда, я подумал, что так до сих пор и не знаю, приносит ли соль пользу организму или вредит ему. Одни называют эту необходимую почти к каждому блюду приправу “белой смертью”, в то время как во многих русских пословицах говорится, что с нею всякая снедь слаще бывает. Как у Владимира Даля, к примеру: “Без соли стол кривой”.

Разрешить эти сомнения безусловно поможет этот единственный не только в России, но и в Европе музей соли. Ее, оказывается, жившие еще до нашей эры предки считали властительницей жизни и смерти. В музее собраны все виды соли, какие только известны на земле — их более ста. Тут и каменная, и йодированная, каустическая, и соли для ванной, соль всяких разных помолов. На стендах прослеживается вся история добычи, производства и применения соли, разные способы ее употребления...

Виктор РЯЗАНЦЕВ.

Санкт-Петербург.

Уточнения

Санкт-Петербу́рг (в 1914—1924 годах — Петрогра́д, в 1924—1991 годах — Ленингра́д, разг. — Пи́тер, Петербу́рг, СПб) — второй по численности населения город России.

Автор Виктор Рязанцев
Виктор Рязанцев — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить