Маленькие саги скалистых гор

Норвегия — страна горная, и норвежцы очень любят свои горы. Гордятся ими. Еще бы не гордиться.

“Хотя высочайшие вершины (2560 м), — читаю в одной старой книжке, — Скандинавского нагорья далеко уступают горам других европейских хребтов, однако масса его весьма значительна. Если бы распределить равномерно по всей Европе массу Скандинавского полуострова, то она подняла бы поверхность нашей части света на 33 м, между тем как Швейцария могла бы повысить таким же образом поверхность Европы всего только на 5,4 м”.

Вот так-то. Ни больше и не меньше: плачьте, посыпайте себе голову пеплом, посрамленные швейцарцы!..

Норвежские горы неприступны и свирепы на вид. По крайней мере те из них, которые смотрятся в окно нашего автобуса, преодолевающего Скандинавский хребет хорошо бетонированной дорогой из Осло — на западное побережье страны. Однако стоит лишь показаться среди, казалось бы, совершенно непроходимых скал на какой-то ровной зеленой площадке, как тут же на ней увидишь и строения некоего местного хутора. Стоит только опуститься по серпантину в долину, как сразу попадаешь в местную деревеньку, поселочек. Хутору сто, двести, триста лет. Скоплению таких поселеньиц в долине — полтыщи, если не больше.

И у каждого из них свои легенды, сказания или по-местному — саги. Приведу здесь парочку из них.

Колокол

В XIV веке по Рождеству Христову чума свирепствовала в Норвегии. Три раза вспыхивала язва и уносила столько людей в могилу, что многие округа, поселения совсем обезлюдили и некому было хоронить последних покойников.В черте такого бедствия оказалось и село Хеддал. Люди все вымерли, а новые не приходили, и в течение веков оно превратилось в дикий, никем не посещаемый лес.

Спустя столетия сюда заглянул в поисках пропитания охотник. Он увидел на дереве прекрасную большую птицу, натянул тетеву своего лука и пустил стрелу. Но птица вспорхнула, и стрела устремилась дальше в чащу.И замерло в ужасе сердце охотника: из чащи раздался чей-то стон. Однако охотник был смел и отправился вслед за своей стрелой. И о чудо! Что он увидел!

В дремучих зарослях он увидел на полуистлевших перекладинах колокол древней церкви. Колокол от времени совершенно обомшел, но полноголосую медную душу свою сохранил. Сохранил душу всех тех людей, которые когда-то его слушали.Старую церковь Хеддал восстановили, и я сфотографировал ее на память. Я слышал древний голос — голос старого колокола.

Камень

Довольно многолюдное (300 человек) село Сельорд знаменито тем, что в находящемся рядом с ним озере живет чудовище типа Несси, которое как утверждают, обитает в Шотландии.

Я видел в Норвегии коров, овец, лошадок, пару-другую собак, но на этого водяного посмотреть не удалось.

Зато я увидел другое чудо этого села и, может быть, всей нашей планеты. Речь идет о валуне, который также попал в мой фотообъектив, — о камне с сидящем на нем человеке.

На камне выбито два слова Sterke Wils и цифры 1722—1800. Восседающий на нем человек объяснил мне, что под камнем покоится Стерке Нильс, что прожил он 78 лет, войдя в историю этого края под именем Сильного (Sterke).

Почему Нильс — Сильный? Объясняю, отвечал мне человек, потому что в камне 570 килограммов, и Нильс, будучи уже не в молодых годах, сам, собственными силами спустил его с гор, притащил сюда и завещал поставить эту глыбину на свою могилу.

570 килограммов! Более полутонны! Поистине невероятно и вряд ли подобное можно отыскать на нашей грешной земле. Однако меня заинтересовало и еще нечто, о чем я и спросил:

— Скажите, пожалуйста, а был ли еще кто-нибудь, по силам равный Нильсу?

— Никого, — решительно ответил человек.

— А кто же тогда возложил камень Нильса на могилу Нильса?

Человек изумленно глядел на меня не менее минуты и наконец ответил:

— Вот уже почти двести лет прошло, как похоронен Сильный Нильс, но никому в голову еще не приходил такой вопрос: кто бы мог возложить его камень на его могилу? Наверное, его родственники, сыновья, внуки...

— Но если ни те, ни другие? А просто был у Нильса друг, который не уступал ему в силе и выполнил его волю?

Мой собеседник ответил:

— Мы не знаем имени друга Нильса. Но если он был, как вы говорите, то был и остался самым скромным человеком в наших краях. Так и назовем его — Скромный Друг.

Везде наших знают

В одном горном поселочке со столь мудреным именем, что я и привести его не решаюсь, к нам, российским путешественникам, подошел местный житель и, снедаемый естественным любопытством, поинтересовался: кто мы такие и откуда?

Наши знатоки английского стали объяснять, но местный житель не знал английского, хотя в Норвегии его, этот язык, знают многие. А мы не знали норвежского. Тогда в разговор вступил я, сказав только одно слово:

— Русские.

Житель радостно закивал головой. Что-то залопотал, но мы не понимали. Тогда он тоже сказал одно слово:

— Ельцин.

Я поправил его:

— Ленин.

Он тут же добавил:

— Сталин.

И мы прекрасно друг друга поняли. Но жителю показалось этого мало, и он снова вернулся к своему первому слову-символу:

— Ельцин.

Но при этом слове, дважды произнесенном, он во второй раз выразительно щелкнул указательным пальцем себе по кадыку. Не знаю, что житель подумал в ту минуту. Я же —следующее: боже, черт знает в какую тьму таракань земную мы забрались, а нас, русских, и здесь знают...

Ну что ж, поехали дальше.

Станислав ПАСТУХОВ.

Осло — Москва.

Уточнения

Норве́гия официальное название — Короле́вство Норве́гия — государство в Северной Европе, располагающееся в западной части Скандинавского полуострова и на огромном количестве прилегающих мелких островов, а также на архипелаге Шпицберген (Свальбард), островах Ян-Майен и Медвежий в Северном Ледовитом океане.

Автор Станислав Пастухов
Станислав Пастухов - нештатный автор Правды.Ру, один из ее основателей из бывших правдистов
Обсудить