Механизм финансового обеспечения деятельности туроператоров обязывает их заключить договор страхования с банком или оплатить банковскую гарантию. При этом размер последних должен составлять минимум 10 миллионов рублей для компаний, работающих в сфере международного туризма, и 500 тысяч рублей для работающих в сфере внутреннего туризма.
Другими словами, отныне каждая туристическая компания обязана иметь гарантии банка или страховой компании, которые будут выплачивать неустойку в том случае, если от клиентов поступят жалобы.
"Ранее существовавшая система позволяла, мягко говоря, не нести финансовую ответственность за результаты своей работы, и даже когда клиент выигрывал суд, и суд удовлетворял его претензии к туроператору, турист не мог получить свои деньги назад. Потому что на счету туроператора, как правило, не оказывалось средств, а на балансе фирмы не было имущества. Сейчас ситуация в случае принятия поправок к действующему закону изменится", — сказал корреспонденту "Вестей" глава федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский — один из авторов поправок к закону.
В то же время, руководители небольших туркомпаний уверены, что при своих оборотах они не осилят тех сумм, которые обозначены в законе. А значит дальнейший сценарий таков: мелкие компании либо разоряются, либо закрываются, а крупные — полностью захватывают рынок, монополизируя его.
Рассмотрение закона в предыдущих чтениях ГД сопровождалось акциями протеста, проводимыми представителями малого бизнеса во главе с Российским союзом туриндустрии и комитетом по туризму Московской ассоциации предпринимателей. Пикеты проходили не только в столице, но и во многих других российских городах.
"Изначально наш союз был за обновление существующего закона. Мы за то, чтобы вводить финансовые гарантии для потребителей туристических услуг, — заявил на пресс-конференции президент РСТ Сергея Шпилько. — Но нас не устраивает сам механизм их введения".
Главная недоработка, по мнению Шпилько заключается в том, что одни и те же суммы фингарантий устанавливаются и для "монстров" с годовым оборотом в 200 миллионов, и для операторов с бюджетом в десятки раз меньшим. Выходом из положения могла бы быть дифференциация при установлении сумм фингарантий в зависимости от стоимости услуг оператора, считает руководитель РСТ.
Благодаря напору игроков туристического рынка и их многочисленным письмам в администрацию президента в окончательный вариант законопроекта был добавлен пункт о переходном периоде в один год, в течение которого сумма фингарантий для "внешних" операторов составит 5 миллионов рублей. К тому же вступление самого закона в силу отложено до 1 июня. С такими дополнениями он и был принят 17 января.
Сторонники закона в свою очередь утверждают, что финансовая нагрузка, связанная с выплатами гарантий, не станет критической для малого бизнеса. Дело в том, что финансовые гарантии — это не банковские вклады, которые вносятся в полном объеме на счет оператора. Согласно проекту, обеспечение фингарантий в точности повторяет механизм предоставления страховых услуг.
"Банковская гарантия или страхование не предусматривает замораживание этой суммы или вывод ее из оборота, — говорит Владимир Стржалковский. — Обсуждение показывает, что банковская премия за гарантию будет составлять от 0,2% для устойчивых, серьезных операторов, имеющих большие обороты, до 4, максимум, в отдельных случаях, 5% для начинающих участников рынка, имеющих небольшие обороты… Суммы, которые будут платить туроператоры, незначительные. Но это серьезно повысит ответственность бизнеса и защиту клиента, нашими словами — потребителя туристических услуг".
В заключение напомним, что после экспертизы законопроекта комиссия Госдумы по противодействию коррупции обнаружила в нем элементы, которые создают предпосылки для взяткодательства. К тому же определенные недостатки в законе отмечены и Федеральной антимонопольной службой. При наличии столь разных позиций в рядах специалистов в области туризма и чиновников об эффективности нового закона пока судить сложно.
Адрес страницы с ошибкой:
Текст с ошибкой:
Ваш комментарий: