В Питере отмечают древний христианский праздник, имеющий языческие корни
C давних времен по всей Руси 24 декабря (по старому стилю) начинались Святки. Сотрудники Санкт-Петербургского музея хлеба решили не изменять прежним традициям и очередную выставку из цикла "Рождество детям — Святки" открыли к этому моменту, хоть и по новому, а не по старому стилю. Или точнее — накрыли. Причем сразу два праздничных стола: городской и крестьянский начала XX века. Как бы ни отличались они своей сервировкой и прочими изысками, картина о рождественских застольях складывалась отчетливая. Во-первых, много мяса. Аппетитный поросенок, гусь в яблоках, огромный окорок в данном случае мало походили на муляжи.
Из "натурпродуктов" были выставлены квашеная капуста, соленые огурцы, картошка в мундире и главное рождественское блюдо — кутья (обычно из пророщенной пшеницы с медом). Представленные в вазе для фруктов ананас и гроздья винограда, пожалуй, смотрелись слегка нелепо. В отличие от крымского вина и 5-литровой бутыли первача
— С трудом представляю, что там внутри, — отвечает на вопрос о содержимом пятилитровки директор питерского Музея хлеба Марина Яковлева.
— Без меня наливали. Пробовать не решаюсь.
Все остальные экспонаты выставки соответствуют общепринятому мнению, что Рождество — праздник семейный и детский. Игрушки конца XIX - начала XX века были почему-то выполнены в форме черепашек и стручков гороха. Девочкам предлагалось дарить чайные сервизы, а мальчикам — карты для лото. Украшения для елки тоже специфические. Помимо банальных шаров музейная красавица была увешана кренделями из теста и грецкими орехами. Группы юных посетителей музея вполне смогут водить вокруг нее хороводы.
Как известно, во время Святок, несмотря на все запреты православной церкви, в России было принято колядовать — рядиться, устраивать игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять с Рождеством и с Новым годом, шутить, петь песни. По словам младшего научного сотрудника музея Анастасии Жирковой, детей, прославлявших Христа и хозяев дома, обязательно одаривали печеньями, блинами, пряниками и прочей снедью:
В адрес скупых хозяев могли звучать угрозы. Вроде: "На Новый год — осиновый гроб, кол да могилу, ободрану кобылу". До такого, правда, обычно не доходило. Россияне — народ гостеприимный. И так уж повелось — чем больше "халявщиков" набьется в дом, тем щедрее и праведнее слывут хозяева, а уж как они угощают — это прямой показатель их добродетели. Другими словами, что бы ни праздновать — лишь бы праздновать, и если повезет, то на халяву.
Кстати, подобные обходы в течение Святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. А у девушек излюбленным занятием на Святках становились гадания. Анастасия Жиркова напомнила корреспонденту "Смены", что в России всегда в ходу были гадания, причем порой нелепые и невежественные: — Например, у бани. Оно заключалось в том, что девушки, отворив немного дверь, обнажали некоторые части тела, подходили к двери поочередно и говорили под прикрытием сумрака ночи довольно нескромную для девушек фразу с предложением домовому прикоснуться рукой к обнаженной части. Если девушка почувствовала руку мохнатую — то будет в этом году богатый жених, холодную — бедный, шершавую — характерный.
Ирина ПРИШЕДКО,
Фото Сергея ТЯГИНА,
"Смена"