В конце 1997-го в десятку лучших спортсменов столицы вошла представительница не олимпийского вида спорта — каратэ, и стала ей Зухра Курбанова.
В жизни Зухра удивительно улыбчивый человек. Она приветлива и жизнерадостна, а улыбка ее искренняя и теплая. Зухра производит впечатление счастливого человека. А все ли так прекрасно было в ее 20-летней жизни? В секцию Зухру, худенького маленького подростка страшно боявшегося драк, привел в феврале 1992 года преподаватель школы-интерната, где она училась. Некоторое время он сам учил ее бесконтактному каратэ, а потом, увидев объявление в газете, решил с помощью секции уберечь свою 14-летнюю воспитанницу от “влияния улицы”. Ему Зухра благодарна.
А из того, что было до каратэ, вспоминает, как дружила с пацанами и играла с ними в футбол (5 лет вратарем и 4 года нападающим). В мальчишечьей компании ей всегда было интереснее, нравились их игры, их умение постоять за себя, хотелось быть похожей на них. Не забыть никогда ей детдомовские драки, только победив в которых, можно было доказать, что ты человек. Так она и росла: не победишь — не выживешь. Многие ее однокашники спились, скатились “на дно”, а она сегодня на пьедестале.Конечно, дорога на его ступени не была легкой. Ее терпению и целеустремленности можно только позавидовать.
После триумфа на чемпионате мира “Зухр” (так называют черноглазую обаяшку все ее знакомые) не стала почивать на лаврах и после такого напряженного периода подготовки, чрезвычайно сложных соперниц на чемпионате, старых и новых травм продолжала тренироваться и тренировать других.Зухру любят все: и ученики, и коллеги по сборной, и тренеры. Ее личный наставник Константин Белый свою ученицу обожает. После его монолога о достоинствах Зухры у меня возник вопрос: а есть ли у Курбановой недостатки?
После победы на чемпионате мира в 1997 году она чувствовала себя самым счастливым человеком на планете, добившимся исполнения заветной мечты. Она всегда хотела выступать на соревнованиях по каратэ и выигрывать, ведь победа для нее — все. Потому Зухра терпела жуткую боль, но обязательно побеждала. Это ее жизнь — победы для тренера, для клуба, для Москвы, для России, как бы высокопарно это ни звучало.
— Как ты считаешь, полноконтактное каратэ — нормальное занятие для женщины?
— Это сложный вопрос. Для меня нормальное, это прекрасная самозащита, а для других, нормальных девчонок, каждый синяк может быть трагедией.
— “Нормальных девчонок”... А ты ненормальная?
— Раньше мне казалось, что под моей женской внешностью скрывается пацан: мне нравилась мужская одежда, я не пользовалась косметикой и даже работу выбирала мужскую.
— А чувства?
— Нет, с чувствами все в порядке, истинно женские.
— И все же, как бы ты себя охарактеризовала?
— Пока я не такая, какой хотела бы быть: красивой, образованной, женственной. Очень хочу получить среднее образование, ведь в интернате я закончила только шесть классов из семи возможных. Когда тренировки и уроки совпадали, приходилось выбирать, а каратэ мне было интереснее. Но все-таки перерыв в тренировках у меня был. Так меня наказывали в интернате — не пускали в секцию. После школы я окончила строительное ПТУ (штукатур 4-го и маляр 2-го разряда).
Занятия в училище не мешали мне регулярно ходить в клуб, но, к сожалению, не могли восполнить пробелы в среднем образовании. Сейчас учусь в вечерней школе. А что касается женственности... Так я в последнее время многому научилась благодаря Марине Бидной. У нее всегда столько красивых баночек с косметикой! Раньше я платья ненавидела, а на чемпионате мира парадный белый костюм сборной России мне очень понравился. Да и потом на разные торжественные случаи я надевала юбку.
— Если так и дальше пойдет, глядишь, и волосы станешь отращивать?
— Ой, волосы — это самое трудное. Я стригусь, чтобы они в глаза не лезли. Конечно, можно было бы в хвостик их убирать, но ведь “до состояния хвостика” их надо отрастить. Для того чтобы стать женственной, нужно недюжинное мужество. Можно, конечно, сережки носить, но я ужасно боюсь иголок. И врачей, особенно зубных. Больно бывает.
— А на татами, когда идет жестокий бой и тебе, к примеру, выбивают челюсть, разве не больно?
— Очень больно. Когда на чемпионате мира я пропустила прямой удар ногой, если бы я покачнулась, Да Косте сразу бы дали вазаари. Пришлось идти вперед. Выигрывать надо даже с болью. После поединка челюсть обложили льдом, а тут телевизионщики с вопросами: “Жива? Как бой прошел?”
А у меня одно в голове: проиграла я или выиграла? Да Коста была моей самой серьезной противницей: опытная (29 лет), третий дан, прекрасно двигается, жесткие, сильные удары. Раньше мне такие не встречались. Но страшно мне было перед схваткой, я тысячу раз перекрестилась, вошла на татами и тут же перестала думать о возможной боли.
— Многие обратили внимание, что ты крестишься. Веришь в Бога?
— Теперь, да. Раньше я к Христу никогда не обращалась. В школе, если неприятности проходили стороной, говорила: “Слава Аллаху”. Потом меня окрестили, и на чемпионате я почувствовала, что на мои просьбы Бог мне ответил.
— Что ты любишь и ценишь в жизни?
— Ценю дружбу и поддержку. Не могу простить предательства. Когда есть время, с удовольствием готовлю, гуляю по улицам Москвы, слушаю русскую музыку. Обожаю плавать. Научилась этому совсем недавно, а раньше из-за фильмов-ужасов очень боялась, что кто-то меня под водой укусит. Потом попробовала нырять и перестала трусить.
— А чего теперь боишься?
— Как и все, смерти. И еще немного пугает будущее, как жизнь моя сложится, учеба, семья. Хочется, чтобы рядом был человек с характером, чтоб знал свою работу и мог за себя постоять. А иначе, что это за мужик? После чемпионата она сказала, что хочет выступить за границей, на “чужой” территории, и заодно посмотреть, как там живут. Ведь “заграницу” она видела только по телевизору. Через полгода такая возможность представилась — в составе сборной Зухра отправилась в Лондон, на Открытый чемпионат Великобритании, где ее поджидали старые соперницы, жаждущие реванша за поражение в Москве.
Они хорошо подготовились, по видеозаписям досконально изучили тактику и технику российской чемпионки. Их расчет оказался верен — и Зухре пришлось довольствоваться бронзовой наградой. Как нормальная девчонка, она плакала. Помню, что после чемпионата Зухра сказала, что планировала сделать эти соревнования последними в бойцовской карьере, но передумала. Поражение в Лондоне окончательно утвердило Курбанову в правильности выбора — надо продолжать. И потому Зухра сегодня полностью погружена в тренировочный процесс — готовится к следующим соревнованиям. Ее еще рано сбрасывать со счетов.
Марина МАЙОРОВА.