Известно, что в правовом государстве, каким провозглашена Конституцией Российская Федерация, во главу взаимоотношений различного уровня ставится закон. Его нормы регулируют взаимодействия между субъектами, реализация статей закона влечет за собой соблюдение правовой основы деятельности человека. Но встречаются ситуации, которые нарушением прав человека вроде и не назовешь, то есть закон как бы не нарушен. Однако, когда большое количество народа "стонет" под его прессом, такие нормы вызывают вопросы.
В нашем случае речь идет об основополагающем законе, регулирующем многие вопросы экономики – Налоговом кодексе и его исполнителе – системе федеральной налоговой службе (ФНС). Мало кто из трудоспособного населения не сталкивается с этой мощной малоповоротливой государственной структурой. Но гораздо меньше тех, кто осмеливается вступать с ней в спор, пусть даже и оправданный. Срабатывает принцип – "прав тот, у кого больше прав". А прав у работников налоговых органов очень много. Эти права ощущают на себе в первую очередь налогоплательщики в части постоянного прессинга - экономических санкций. При этом обязанностей у налоговиков – почти никаких. А если они и прописаны в законе, то без всякой ответственности за их неисполнение.
Сдает, к примеру, юридическое лицо установленную отчетность в течение полугода и считает, что все в порядке. Неожиданно поступает к нему уведомление о нарушении статей Налогового Кодекса с указанием направить отчеты, так как сроки их предоставления истекли. После долгой попытки выяснить у налогового инспектора причину возникшего недоразумения, юридическое лицо узнает, что полгода назад в форму отчетности внесены изменения, и сданный им отчет считается несданным, так как не учитывает происшедшего изменения. Естественно, юридическое лицо в соответствии с налоговым законодательством попадает под бремя экономических санкций.
Или другой пример. Юридическое лицо, исправно уплачивая налоги в качестве налогоплательщика, и не ведает, что оно с некоторых пор стало не налогоплательщиком, а налоговым агентом. Налоговый орган насчитывает ему за это неведение штрафные санкции за неуплату налогов уже в качестве налогового агента, извещает его о бесспорном взыскании штрафов с его счета в банке. Юридическое лицо взывает помиловать его, так как ущерба государству оно не принесло, просит зачесть сумму оплаты налогового плательщика в счет оплаты налогового агента. Налоговый орган на просьбы не откликается, продолжая начислять штрафные санкции за неуплату налогов.
Тогда юридическое лицо пытается, прибегая к статьям Налогового Кодекса, объяснить налоговому органу, что он должен был вернуть полученные от него, как от налогового плательщика, "лишние" деньги, и что задачей налогового органа является не только собирание налогов, но еще и разъяснительная работа с налогоплательщиками. Но это взывание положительных результатов не приносит, так как ответственность за неуважение к плательщикам налогов в законе не прописана. Юридическое лицо даже в Управление ФНС по Архангельской области обратилось с тем же вопросом и просьбой дать оценку действиям подведомственного налогового органа. Безрезультатно. Хотя нет, результат есть. Налоговый орган в очередной раз прислал требование на взыскание штрафных санкций в бесспорном порядке без всяких разъяснений. Понимая, что Налоговый кодекс является одним из основных финансовых документов экономической безопасности страны, и что ему, отдельно взятому юридическому лицу, не достучаться за разрешением своих мелких проблем до работников налоговых органов, плательщик налогов остается один на один со своими проблемами, с чувством незащищенности от правил "игры в одни ворота".
Многие, кто бывает в инспекции, будь то лицо юридическое или физическое, сталкиваются с равнодушием ее работников, с их некомпетентностью и неисполнительностью, не говоря уже об условиях, в которых приходится общаться с инспекторами. Уполномоченный по правам человека в Архангельской области Надежда Ахраменко в данной ситуации считает, что права налогоплательщиков изначально нарушаются, так как в законодательстве отсутствует симметричная ответственность в налоговых отношениях обеих сторон. А ее односторонность влияет на отношения работников налоговых структур к налогоплательщикам не в пользу последних.
Надежда Ахраменко полагает, что акция анкетирования, проводимая в настоящее время Управлением ФСН России по Архангельской области, позволит плательщикам налогов и налоговым инспекциям выстроить приемлемые двусторонние отношения, основанные на уважении человека (в первую очередь) и закона. А Государственная Дума при рассмотрении вопросов совершенствования налогового администрирования обеспечит систему мер, направленную на защиту имущественных интересов налогоплательщиков, включая ответственность налоговых органов за неисполнение статей Налогового Кодекса, обязывающих их уважать интересы налогоплательщиков.
Лариса Рудакова
Рисунок Александра Шаурова, специально для “ПРАВДЫ.Ру”