Александр Намунка: штрихи к портрету последователя МБХ

Документы Михаила Ходорковского о намерении баллотироваться в депутаты Госдумы доставлены в избирком 201-го округа Москвы. Это произошло спустя две недели после их отправки и почти через неделю после решения Мосгорсуда, лишившего бывшего главу ЮКОСа возможности участвовать в выборах.

Отдуваться за «оперативность» почтовиков пришлось главе ЦИКа Александру Вешнякову. Комментируя тот факт, что отправленное еще 15 сентября из следственного изолятора «Матросская тишина» письмо с уведомлением Ходорковского о намерении баллотироваться в Госдуму по 201 избирательному округу лишь накануне дошло до адресата, Вешняков заявил: «Мне стыдно за почту, которая в пределах города Москвы более 10 дней доставляла соответствующее послание из соответствующего заведения". "Что ж делать, такая уж у нас почта», - посетовал глава ЦИК РФ.

Благая весть, озвученная Вешняковым, согрела сердца шести заключенных СИЗО «Матросская тишина». Эти господа последовали примеру МБХ и подали документы на регистрацию их в качестве кандидатов. Среди соискателей есть весьма колоритные фигуры – мошенники, воры, педофилы. В общем, та еще компания.

Сегодня мы представляем одного из них – Александра Намунку.

Осенью 2004 года в электричках, следовавших по Павелецкому направлению, появилась банда, среди бела дня грабившая одиноких женщин. Только одиноких и только женщин. Банда действовала по одному и тому же сценарию – сначала по вагонам проходила девушка-наводчица, выбирая подходящую жертву. Потом в дело вступали ее сообщники - два молодых человека. Женщин сбивали с ног, затем один из нападавших - огромного роста здоровяк с грушеобразной фигурой - забирался на скамью электрички и прыгал на них сверху, ломая ребра. Вдоволь натешившись над беззащитными жертвами, хулиганы удалялись, не забывая, впрочем, прихватить «добычу» - дамские сумочки, косметички и даже часы...

Взяли грабителей в январе. В засаду, устроенную сотрудниками Павелецкого ЛУВД в одной из полупустых электричек, попали трое москвичей - двадцатилетний Александр Намунка, девятнадцатилетняя Юлия Демина и семнадцатилетний Александр Каркушин. Началось следствие.  Пока оно шло, мерой пресечения всем троим была избрана подписка о невыезде. Как выяснилось позже, такое снисхождение к преступникам прокуратура проявила напрасно - уже находясь под следствием, они совершили еще один грабеж - все там же, в электричке. В конце концов, следователь Патракеев, специально командированный в Москву из Рязанского ЛОВД, сумел добиться постановления об аресте Александра Намунки. Именно этого человека остальные члены банды называли главарем и вдохновителем всех нападений. В результате он оказался единственным, кто понес хоть какое-то наказание: и Деминой, и Каркушину удалось убедить следствие, что Намунка заставил их участвовать в разбое силой и угрозами, так что по делу они проходили не как соучастники, а как свидетели. Намунка же попал в СИЗО «Матросская тишина», где и сидит сейчас в ожидании суда.

Собственно, детектив на этом заканчивается и начинается фарс. В середине сентября в СМИ просочилась информация о том, что Александр Намунка собирается выдвигать свою кандидатуру на выборах депутата Госдумы по 201 избирательному округу. Надо полагать, именно пример опального олигарха и вдохновлял Намунку, когда он трудился над своей заявкой в окризбирком (выложенная в Интернете заявка поражает немыслимым количеством грамматических и орфографических ошибок). Но если про МБХ знает вся страна, то о Намунке известно куда меньше.

Исправим эту ситуацию. Избиратели имеют право знать, кого они выбирают.

Александр Намунка родился и вырос в известном своими криминальными традициями подмосковном Солнцеве. Но семья у него, что называется, обычная – не алкоголики, не буяны. Правда, мать Александра любовью и уважением соседей не пользовалась – слыла сплетницей, могла и пакость какую-нибудь подстроить. Например, соседке по лестничной клетке, Ольге Долгановой, насыпала под дверь соли – в отместку за то, что та не согласилась пойти свидетелем на суд над Александром. Вообще семейство Долгановых знает об Александре много интересного – старшая дочь, Настя, была когда-то в него влюблена.

«Сашка? Да он нормальный человек, приличный, - говорит Настя Долганова. – Непьющий! Курит, правда, но немного и нечасто... Правда, когда нервный тик у него начинается... ну, нервничает он... может и три пачки в день выкурить. А из-за чего он на женщин стал нападать – извините, этого я не знаю».

Настя считает, что в падении Намунки виновата его девушка Юля - та самая Юля Демина, которая в преступной группе вроде бы выполняла роль наводчицы (правда, следствию этого доказать не удалось). С Юлей Александр познакомился как раз на дне рождения Насти, так что версию о ее причастности к «моральному перерождению» Намунки можно было бы списать на обычную ревность девочки, у которой «увели» парня. Но с Настей солидарен и следователь Патракеев, начинавший расследование дела Намунки: «Демина -  наркоманка, психически ненормальная, на допросах показывала, что Александр ее запугал. Хотя в принципе, может быть, именно она его всегда толкала на преступления... она ему говорила: вот у всех есть деньги, а у тебя нет... мне кажется, он из-за нее шел на эти преступления...»

Но и до знакомства с Юлей Деминой Намунка ангелом не был. Все соседи говорят о нем, как о наглом и до крайности самоуверенном подростке. Здоровенный и очень массивный – больше 120 килограмм весом – Намунка наводил страх на окружающих. «Мы с ним не общались, даже боялись к нему подходить, - признается младшая сестра Насти Долгановой Рита. - Мне вот только не по себе с тех пор, как он все время ночью уходил... все жду, что он из тюрьмы вернется, и боюсь».

Что ж, вполне возможно, что из тюрьмы Намунка действительно вернется... депутатом. По словам следователя Патракеева, когда он работал с Намункой в СИЗО «Матросская тишина», прямо напротив их кабинета общался со своим адвокатом подельник Ходорковского Платон Лебедев. Кто знает, не тогда ли мысль избежать тюрьмы с помощью депутатского мандата и пришла в голову неблагородному разбойнику с большой дороги?

«Бандит не бандит, но такой, нагловатый. Пришел ко мне говорит: чего там, давайте подпишем и все тут, - вспоминает о Намунке следователь Патракеев. – А потом, уже когда я его арестовал, обещал в Рязань приехать, «отблагодарить»...

Что ж, у депутата Госдумы возможность «отблагодарить» посадившего его следователя наверняка будет. Так же, как и второго следователя, Алексея Ефремова, который передавал дело Намунки в суд. Ефремов на просьбу дать характеристику своему подследственному отвечает коротко: «Отморозок!»

Даже на видавшего виды следователя произвели неизгладимое впечатление те женщины, которые стали  жертвами Намунки. «Эти женщины, которых он измочалил... другого слова и не подберешь... все были похожи на куски мяса. Он поднимался на лавочку и прыгал на них всем своим весом, килограмм сто пятьдесят (Патракеев считает, что сто двадцать). В третьем эпизоде достал нож и стал угрожать ножом. Что тут объяснять? Все остальное домыслить несложно, насколько он хороший человек». В отличие от Патракеева и Насти Долгановой Ефремов не склонен винить в «перерождении» Намунки его подругу Юлю. «Демина? Да обычная девушка, которой хочется и туда, и сюда сходить, а у него на это средств не было. Но это ж еще не значит, что надо людей грабить!». Самого Александра следователь считает подленьким, тщеславным и трусоватым человеком. По мнению Ефремова, гигант Намунка и на женщин-то нападал исключительно из трусости – мужчины ведь могли и сдачи дать. А над беззащитными женщинами разбойник из Солнцева куражился в свое удовольствие: бил их ногами по лицу, одной женщине сломал два ребра, другой повредил позвоночник, и она осталась инвалидом на всю жизнь. Подвиги Намунки, по-видимому, вызывали отвращение и страх даже у его подельников – во всяком случае, их все тяжелее было убеждать принимать участие в нападениях, и главарю банды пришлось грозить им физической расправой. И Каркушин, и Демина уверяли следователей, что если бы не панический страх перед Намункой, они ни за что не пошли бы на новые преступления. Так это или нет, установить уже вряд ли удастся. Во всяком случае, Ефремов уверен – подавляя своих друзей психологически и физически, Намунка сколотил настоящую преступную группировку – пусть и небольшую, но очень дерзкую. Вспомним – ведь последнее преступление Намунка и его друзья совершили уже находясь под следствием...

Соседей и знакомых Александра Намунки это известие ошеломило. А следователь Ефремов на вопрос о том, каким, по его мнению, депутатом может стать его подследственный, ответил: «Не знаю, сделает ли он что-то для людей... очень сомневаюсь... но свое тщеславие, конечно, потешит».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить