Еще свежи в памяти со Дня Победы Великой Отечественной войны праздничные фейерверки по всей стране. Но в общем ликовании теряются, как песчинки, боль и судьба конкретного человека. К Уполномоченному по правам человека в Архангельской области Надежде Ахраменко обратились бывшие узники лагерей немецких оккупантов. Статистика обращений такого рода небольшая, но причины их появления уникальные.
Третий год пытается бывший несовершеннолетний узник фашистских лагерей Алевтина М. получить компенсацию в соответствии с "Положением об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 899 от 02 августа 1994 года. Этим постановлением организация выплат компенсаций поручена Министерству социальной защиты населения РФ через государственное учреждение "Фонд взаимопонимания и примирения". Согласно п. 1 Положения Алевтина М. напрямую относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации. В соответствии с требованиями Положения она в декабре 2003 г. предъявила в нужные инстанции все необходимые документы, включая показания свидетелей (таких же узников) своего пребывания в лагере, которые компенсацию уже получили. Следует отметить, что собрать эти документы (шестидесятилетней давности) и свидетельские показания людей, находящихся в разных городах России, стоило для нее большого труда, терпения и здоровья.
И вот в конце 2004 года Алевтина М. получает из Фонда взаимопонимания и примирения решение об отказе ей в запрашиваемой выплате. Мотив отказа – критерии закона ФРГ "Об учреждении Фонда "Память, ответственность и будущее", в соответствии с которыми место ссылки несовершеннолетней тогда Алевтины М. якобы не подпадает под категорию, определенную немецкой стороной, на получение выплат. Кассационная комиссия Фонда взаимопонимания и примирения подтвердила основания отказа. Ну а как же свидетели, бывшие с Алевтиной М. вместе в лагере и уже получившие компенсацию? Недоумение и горечь – вот первые чувства, которые охватывают при рассмотрении всей этой ситуации. Зачем принимать законы и постановления, не согласованные со сторонами или обстоятельствами, препятствующими их реализации? Нестыковка в данном вопросе норм права России и ФРГ заставляют думать: уж лучше бы не было этого постановления, чтобы не было больно.
Другая история на ту же тему носит характер чиновничьего бездушия районного масштаба. Бывший узник немецкого лагеря Мурат Д. получил из Фонда взаимопонимания и примирения первую часть материальной выплаты, ждет вторую. Его проблема состоит в том, что отдел социальной защиты администрации Вельского района отказывает ему в выдаче удостоверения, как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагерей, дающего право на определенные социальные льготы. Причина отказа – непредоставление документов, дающих право на получение статуса узника. Две стороны одного вопроса – в первом случае есть удостоверение, устанавливающее статус бывшего несовершеннолетнего узника, но нет законных выплат; во втором – есть выплаты, но нет удостоверения (статуса).
Надежда Ахраменко по первому вопросу обратилась в Фонд взаимопонимания и примирения с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, по второму - предложила Управлению социальной защиты населения администрации Архангельской области рассмотреть заявление Мурата Д. по существу с просьбой информировать ее о принятом решении. При этом можно было избежать излишней переписки, подчеркивает Уполномоченный, проявив к Мурату Д. внимание и чуткость на начальной стадии его обращения к властям. Не так уж много осталось у нас свидетелей великой человеческой драмы. Они заслужили уважение к себе со стороны потомков.
Лариса Рудакова