12 апреля 2005 года в 6.00 по московскому времени стартовала первая российская экспедиция к Северному полюсу на воздушном шаре «Святая Русь»
Тепловой аэростат "Святая Русь" отправился к полюсу с острова Средний архипелага Северная Земля. Северный полюс, одно из самых неизведанных мест планеты, всегда привлекал внимание путешественников. В двадцатом веке его покоряли экспедиции на лыжах, собачьих упряжках, моторных средствах передвижения. Но еще ни разу официально не было зарегистрировано достижение Северного полюса тепловым аэростатом. В 2005 году команда шара «Святая Русь» намерена покорить неподвластную стихию и достичь вершины планеты.
Команда экспедиции – это бесстрашные энтузиасты и в то же время одни из самых опытных в России специалистов по управлению аэростатами и выживанию в экстремальных условиях. Станислав Федоров, президент Русского воздухоплавательного общества, ведущий российский конструктор дирижаблей и воздушных аэростатов, и Валентин Ефремов, знаменитый российский путешественник, за плечами которого тысячи километров снегов и льдов. Экипажу предстоит преодолеть свыше 1000 км на высоте до 5000 м и при температуре до -50 0С. Связь с «большой землей» будет осуществляться посредством спутникового телефона, а также во время нескольких технических посадок на дрейфующий лед.
Помимо своего прямого назначения – победы человека над суровой стихией – экспедиция преследует серьезные научно-практические цели. В ходе полета будет проведен подробный мониторинг экологического состояния арктической природной зоны. Шар совершит несколько приземлений в точках различного удаления от крупнейших в России промышленных объектов с целью забора проб снега. Также в планах экспедиции – наблюдения за движением воздушных масс в климатической зоне Арктики, одной из наименее изученных на сегодняшний день. Уникальные данные, полученные экипажем «Святой Руси» позволят существенно дополнить теоретические сведения о формировании климата Земли. Отдельная часть научной программы полета посвящена изучению деятельности организма человека в экстремальных условиях.
По оценкам экспертов, российская экспедиция имеет все шансы на успех. На ее подготовку ушло больше полутора лет, особое внимание уделено безопасности полета. Организация авиаобслуживания и поисково-спасательного обеспечения экспедиции проходит в тесном контакте с Федеральной службой безопасности, Министерством обороны и Министерством транспорта России, специалистами Красноярского управления гражданской авиации, Ассоциацией полярников. Специально для проекта были разработаны уникальные методы авиатранспортного обслуживания, в частности, организации дополнительных баз топлива на акватории Северного Ледовитого океана.