Российский авторынок за последние годы достиг значительных размеров и число фирм, торгующих автомобилями, резко возросло. Тем актуальнее становится для покупателя проблема правильного выбора — потеряться в многообразии объявлений о продаже автомашин не составит труда. Не спешите: правильный выбор — гарантия вашей защищенности
Еще перед приобретением можно определить, насколько добросовестно продавец исполняет свои обязанности. Это в какой мере даст возможность рассчитывать на их добросовестное исполнение и после покупки. В большинстве случаев при выборе продавца существенную роль играет предлагаемая им цена. Однако известны случаи, когда, сэкономив небольшую сумму при покупке, люди теряли возможность предъявлять свои претензии по качеству автомобиля к продавцу по той причине, что салон оказывался фирмой-однодневкой.
Чтобы избежать подобных ситуаций, целесообразнее приобретать автомобиль в фирме, достаточно давно находящейся на рынке. Поинтересуйтесь, сколько лет фирма занимается продажей автомобилей. И обращайте внимание не на название автосалона, даже широко разрекламированного, а на наименование конкретного юридического лица, которое в этом автосалоне торгует.
Узнайте, осуществляет ли фирма прямые поставки с завода (при покупке нового отечественного автомобиля это видно в паспорте транспортного средства — хорошо, когда собственником автомобиля до фирмы являлся производитель, а не посреднические организации), является ли она официальным дилером изготовителя. Проверьте, является ли продавец собственником автомобиля. Продавцом может быть фирма, не являющаяся собственником, а осуществляющая продажу по так называемому договору поручения.
Ситуация эта распространенная, и на ней стоит остановиться подробнее. Схему продаж по договору поручения использует большое количество московских автосалонов — она помогает уйти от ответственности как перед потребителем за качество машин, так и перед налоговыми органами.
Выглядит это следующим образом. Существуют две фирмы: доверитель и поверенный. Торговую деятельность в автосалоне ведет фирма-поверенный. Она же дает рекламу и, как правило, однодневкой не является. Но машины, которые продает поверенный, ему не принадлежат — он лишь оформляет сделку. Авто принадлежат доверителю, от имени и по поручению которого поверенный продает машины потребителям. Согласно же Гражданскому кодексу, все права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают у доверителя. То есть ответственность за качество автомобиля должен нести доверитель. И он их будет нести, если... не окажется подставным лицом, созданным под пяток партий автомашин. В рекламе и розничной продаже он не фигурирует, так что в нужное время может легко исчезнуть.
Если собственник-доверитель находится в другом регионе, предъявить претензии будет затруднительно. Поэтому уточните, где зарегистрирована фирма, которой принадлежит автомобиль. И, конечно же, лучше, когда продавец и собственник совпадают.
Деятельность по продаже автотранспортных средств подлежит обязательному лицензированию, то есть продавец должен иметь лицензию — право на торговлю, выданную органами местной администрации (в Москве, скажем, это Московская лицензионная палата). За осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. И хотя случаи, когда организация продает автомобили без соответствующего разрешения, в общем-то ушли в прошлое, удостовериться, кем и когда выдана лицензия, необходимо, это может пригодиться в дальнейшем. Государственный орган, выдавший лицензию, может приостановить ее действие либо отозвать в случае, когда организация нарушает условия действия лицензии.
Уважительно ли относится продавец к своим клиентам, можно увидеть и по торговой площади, по уровню обслуживающего персонала, по информации для потребителей. Сведения, указываемые в рекламных объявлениях, должны быть достоверными, цена должна быть окончательной, включающей все налоги.
Солидные автомагазины могут предложить дополнительную гарантию на машину, помимо гарантийного срока изготовителя. Ни одна фирма, знающая и соблюдающая права потребителей, не будет заранее "внушать", что не несет ответственности за качество проданных автомашин.
Кстати, очевидцем подобной истории мне довелось побывать. При покупке знакомым новых "Жигулей" в одном московском салоне на прямо поставленный вопрос, что если в машине обнаружится серьезный производственный дефект, директор категорически заявил: "Магазин деньги за автомобили не возвращает. Будете обращаться на завод". Понятно, что "Жигули" мы купили в другом месте.
Аналогичны случаи, когда продавец ограничивает свою ответственность перед потребителем небольшим сроком, сообщая, например, что претензии по качеству проданного авто фирма принимает только в течение двух недель (до постановки автомобиля на учет), тогда как завод-изготовитель установил годовую гарантию.
Помните — государственная регистрация автомобиля не имеет никакого отношения к возможности предъявления претензий по качеству машины (замена, возврат денег), предусмотренных законом. Продавец несет полную ответственность в течение гарантийного срока, предусмотренного изготовителем товара. Лишь по его истечении он может устанавливать свои условия гарантии.
Право потребителя своевременно получить полную и достоверную информацию о продавце — одно из основных прав, закрепленных в Законе РФ "О защите прав потребителей". Поэтому еще до покупки вам должны сообщить все необходимые сведения, включая вышеизложенное.
Смело спрашивайте интересующие вас подробности. Вот что гласит статья 8 Закона РФ "О защите прав потребителей": "Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации".
Помимо Закона РФ "О защите прав потребителей", автосалон должен руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (с последующими изменениями и дополнениями). Там содержится раздел "Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов", где установлены следующие требования. Продавец должен обеспечить свободный доступ к автомашинам, предлагаемым к продаже. Вы вправе полностью осмотреть понравившийся автомобиль. Внимательный осмотр на предмет механических повреждений, царапин и других явных дефектов необходим, поскольку после покупки бывает крайне сложно доказать, когда он возник.
Продаже подлежат автомобили, прошедшие предпродажную подготовку. Магазин обязан перед продажей автомобиля выполнить работы по подготовке его к эксплуатации. Характер и объем таких работ устанавливает производитель для каждой модели автомашины. Сведения о предпродажной подготовке вносятся в сервисную книжку. Взимание отдельной платы за предпродажную подготовку незаконно — это не платная услуга, а обязанность продавца. Не поддавайтесь заверениям о бесплатной предпродажной подготовке — они лишь указывают на недобросовестность фирмы.
Прямое нарушение законодательства о защите прав потребителей — навязывание дополнительных аксессуаров и комплектующих, не предусмотренных изготовителем. Все заводские комплектующие перечислены в сервисной книжке и должны входить в цену автомобиля. Но ряд фирм без согласия покупателя прилагают к автомобилю аптечки, чехлы, дорогие наборы инструментов, устанавливают противоугонные устройства, литые диски, "улучшенную" резину и т.д., таким образом вынуждая приобретать эти товары у них. Закон же гласит, что обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных запрещено (ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров). То же касается и иных услуг, например, страхования транспортных средств в месте продажи.