В условиях жесткой конкуренции фирмы, торгующие автомобилями, в последнее время стали соревноваться в увеличении длительности гарантий на продаваемые машины. И добились грандиозных успехов на этом поприще — у дилеров срок предоставляемой гарантии на некоторые модели ВАЗ достигает 3 лет, что намного превышает срок, установленный изготовителем
Казалось бы, покупатель только выигрывает, если продавец возьмет на себя столь трогательную заботу о качестве автомобиля! Радуется покупатель. И в массовом порядке приобретает те автомобили, на которые гарантии подольше. И договоры на гарантийное обслуживание подписывает. Даже деньги за это платит.
О том, что происходит после этого, "Правде.Ру" рассказал президент Общества потребителей автомототехники (одно из специализированных подразделений Конфедерации обществ потребителей) Антон Недзвецкий :
- В условиях рынка ничего не делается бескорыстно. Поверьте, если бы это не было выгодно дилерам, никакая конкуренция не заставила бы их "проявлять заботу о покупателе". Тенденция к увеличению продавцами гарантийных сроков возникла в основном потому, что фирмы обзавелись собственными техцентрами, где проданные автомобили проходят регулярное техобслуживание (ТО). Услуги по ТО являются платными, причем автовладелец "привязан" к определенному техцентру. Больше того, практически все договора на гарантийное обслуживание, предоставляемое продавцами, содержат условия о лишении гарантии в случае, если владелец не проходит очередное ТО в техцентре продавца.
В ряде случаев условия договора с продавцом вынуждают покупателя авто в дальнейшем приобретать здесь же все расходные материалы, масла и запасные части. Все дополнительное оборудование на автомобиль также придется устанавливать у продавца. Даже такие простые вещи, как автоманитола. Это позволяет продавцу диктовать цены на услуги и расходные материалы. При этом во многих договорах отсутствуют гарантии на определенные комплектующие автомобиля, например, резиновые детали, сцепление, стартеры и др.
Главное же — никто не сможет внятно объяснить покупателю, какова причинно-следственная связь между установленной самостоятельно магнитолой или маслом, купленным в другом магазине, и вышедшими из строя элементами подвески. К тому же, как правило, график прохождения ТО по сравнению с установленным заводом более учащенный и приезжать на обслуживание надо чуть не в два раза больше. А стоимость ТО значительно превышает цены на официальных станциях завода-изготовителя, доходя в Москве до 100 долларов за очередное обслуживание.
Другими словами, автовладелец, считающий, что застраховал себя от поломок автомобиля, попадает в полную зависимость от определенной фирмы. Причем оплаченные за такую "гарантию" суммы могут превысить затраты на платный ремонт всех заводских неисправностей в обычном сервисе.
Нужна ли вообще такая "гарантия"? Веским аргументом в ее пользу считают то, что на официальных станциях завода приходится долго ждать гарантийного ремонта, да и запчасти там не всегда имеются. Однако здесь следует помнить, что есть закон, защищающий права потребителей — при правильном поведении всегда можно получить быстрый гарантийный ремонт на авторизованной станции завода. Те, кто при обнаружении брака сразу предъявляет письменную претензию с уведомлением о вручении и требованием о гарантийном ремонте, ждут не долго, и запчасти для их авто быстро находятся. Поскольку сервисная станция знает, что по Закону "О защите прав потребителей" гарантийный ремонт должен быть выполнен незамедлительно. Иначе придется нести ответственность за просрочку - платить неустойку в размере 1% от стоимости товара (автомобиля) за каждый пропущенный день! Поэтому, если вы официально написали заявку на ремонт, зарегистрировали ее определенной датой, отношение сразу меняется.
Что же касается условий гарантии некоторых дилеров, то в ряде случаев они незаконны. Скажем, обязательное приобретение товаров (расходных материалов) и других услуг (установка допоборудования) прямо запрещено статьей 16 Закона РФ "О защите прав потребителей". Где сказано: "запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг) возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме". В принципе, покупатель может предъявить судебный иск о возмещении убытков за весь период "привязанной" гарантии.
В большинстве же своем такая "гарантия" является блефом, рассчитанным на незнание покупателем своих законных прав. Гарантия дилера имеет смысл только после истечения заводской гарантии или двух лет, предусмотренных законом "О защите прав потребителей". Гарантия, данная заводом-изготовителем, автоматически переходит на продавца, который полностью отвечает за все недостатки товара, возникшие вследствие производственных дефектов, и не может ограничивать свою ответственность на отдельные виды комплектующих. Тем более — диктовать условия, ухудшающие ваше положение по сравнению с условиями заводской гарантии.
Продавец вправе установить только дополнительный гарантийный срок сверх срока, оговоренного изготовителем товара (статья 5 Закона "О защите прав потребителей"). Другими словами, в тех случаях, когда вы не прошли очередное ТО на станции дилера или залили масло, купленное в обычном магазине, вы все равно имеете полное право на бесплатный ремонт товара продавцом — до тех пор, пока не истечет заводская гарантия или два года, установленные законом.
Таким образом, заключать договор на гарантийное обслуживание имеет смысл только на период, превышающий установленную производителем гарантию. И только в этот период продавец вправе выставлять свои условия гарантии.
Прохождение ТО в техцентре дилера, не являющегося официальной сервисной станцией завода, чревато и другими последствиями. Дело в том, что завод несет полную ответственность за действия своих уполномоченных СТО, в отличие от техцентров, не указанных в сервисной книжке изготовителя. И замечу — заводам известно об обязательности соблюдения закона о правах потребителя. Например, в сервисной книжке ВАЗа вы не найдете условия о непременном прохождении ТО только на указанных в сервисной книжке станциях. Это условие содержится в качестве рекомендации, иначе — навязывание услуг, что противозаконно.
Разумеется, если вам испортят двигатель на неуполномоченной станции, завод отвечать за это не будет, а значит заменить машину или получить за нее деньги вы не сможете. В лучшем случае виновник его отремонтирует. Если же вы проходите ТО на уполномоченных изготовителем станциях, то имеете право предъявлять свои требования и изготовителю, так и продавцу.