Вадим Хамутских — один из самых опытных волейболистов, выступающих в чемпионате России. За его плечами три Олимпиады, победы в российском первенстве и в Лиге чемпионов, медали чемпионатов мира и Европы Но капитану "Локомотива-Белогорья" этого мало, ведь в его коллекции до сих пор нет золотых олимпийских медалей, а потому Вадим принял решение отыграть еще один олимпийский цикл, чтобы через четыре года в Пекине попытаться выиграть вожделенное золото.
- Вадим, незадолго до Игр в Афинах вы сказали, что эта Олимпиада будет для вас последней. Однако сразу после "бронзового" олимпийского матча вы заявили, что передумали. Это правда? - От своих слов никогда не отказываюсь. Надеюсь, мне по силам выдержать еще один олимпийский цикл и не просто сыграть в Пекине, но и победить там. Если, конечно, меня возьмут в сборную.
- Что нужно для того, чтобы два десятка лет играть на высшем уровне? - Здоровье. И желание. Если тебе волейбол и все, что с ним связано, приелось, то пора заканчивать. Я же пока еще не наигрался. Так же как и некоторые мои товарищи — Руслан Олихвер, Константин Ушаков, Дмитрий Фомин. И еще... Болельщики нас любят. Мы знаем, что своей игрой еще можем принести радость людям. Потому и играем.
- График одного из лучших разыгрывающих страны почти не оставляет времени для отдыха — игры в национальном первенстве, в Лиге чемпионов, в сборной на чемпионате Европы и в отборочном олимпийском турнире. Как вам удается выдерживать такую нагрузку? - Да уж! Порой даже дух перевести некогда. Но, видимо, мы в "Локомотиве" привыкли играть много — и в сборной, и в клубе. Может, потому и побеждаем, что все время находимся в игровом тонусе.
- Неужели у вас и мысли не возникает о том, чтобы в каком-нибудь не очень важном матче сыграть в полсилы и себя немного поберечь? - Это не в моем характере. Если уж выхожу на площадку, то играю по максимуму. Да и как можно иначе? Ребята будут биться за победу, а я отдыхать?! Нет, я так не могу.
- Прошлый сезон у вас получился из-за Олимпиады долгим и неоднозначным...
- Почему же неоднозначным?! Считаю, что лично для меня это был хороший сезон. "Локомотив" выиграл чемпионат России, во второй раз подряд победил в Евролиге, да и на Олимпиаде мы выступили достойно. Хотелось, конечно, выиграть в Афинах, но и бронзовые медали — неплохой результат. Надеюсь, что новый сезон сложится не менее удачно.
- Но, судя по всему, ваш клуб ждут нелегкие времена — "Локомотив" покинуло несколько ведущих игроков. - Всего двое — Андрей Егорчев и Алексей Кулешов. Зато пришел классный блокирующий из Аргентины Алехандро Спайич. Так что команда обновилась всего лишь процентов на десять.
- Произошли в "Локомотиве" и изменения в тренерском штабе — вместо Бориса Колчинса, возглавившего московское "Динамо", главному тренеру Геннадию Шипулину будет помогать серб Зоран Гайич. Вы уже привыкли к требованиям нового наставника? - Так некоторые игроки нашей команды — я, Сергей Тетюхин — знакомы с Гайичем уже давно, с 1996 года. Гайич тогда тренировал сборную Югославии, с которой мы играли и на Олимпиаде в Атланте, и в Мировой лиге. Гайич — классный тренер, ведь именно под его руководством югославы выиграли Олимпийские игры в Сиднее. Да и как человек он очень хороший. Уже со всеми ребятами в команде наладил отличный контакт. Хотя, конечно, в игровом плане пока все идет не так гладко. У Гайича свой взгляд на тренировочный процесс, на тактику... Не всегда пока друг друга до конца понимаем. Впрочем, я не сомневаюсь, что мы сработаемся.
- Сейчас в российском волейболе появляется все больше иностранных игроков. Как вы относитесь к грядущему засилью иностранцев? - Его не будет! Волейбол это вам не футбол. У нас сесть строгое ограничение — не больше двух легионеров в команде. К тому же к нам из-за границы едут действительно классные игроки. В "Локомотиве-Белогорье" сейчас два лидера сборной Аргентины. В московском "Динамо" выступают капитаны сборных Франции и Испании — Доминик Дакен и Рафаэль Паскуаль. Лично я не вижу ничего плохого в том, что в России будут играть звезды мирового волейбола. Главное, чтобы в будущем не было принято решения о том, чтобы разрешить каждой команде заявлять по 5-6 легионеров. Вот от этого точно ничего хорошего ждать не приходится. И хочу отметить — сейчас в Россию возвращаются наши ребята, которые несколько лет провели в европейских клубах — Роман Яковлев, Алексей Казаков, Игорь Шулепов. От этого и чемпионат наш наверняка станет интереснее, и народ на волейбол еще больше потянется.
- Так вроде бы в последние годы ваш вид спорта от недостатка зрительского внимания не страдает? - Смотря где. Конечно, в Белгороде волейбол обожают и зал на играх почти всегда полон. С другой стороны, далеко не у всех клубов есть такие вместительные дворцы — в Казани, в Екатеринбурге... Вроде бы и все. А в том же Одинцово зал рассчитан примерно на тысячу человек. Он тоже часто бывает заполнен, но... Полные трибуны в зале на 1000 мест и на 5000 — две большие разницы. Говорят, что скоро в Одинцово будут строить новый волейбольные дворец на две с половиной тысячи зрителей. Вот если и его заполнят под завязку, тогда точно можно будет сказать, что интерес к волейболу там действительно велик.
- Нет ли у вас желания поиграть за границей?
- А зачем?! Я в свое время два года играл в Турции, где выступал за серьезный клуб, с которым занимал призовые места в чемпионате страны. Можно сказать, пожил за границей и знаю, что это такое, и у меня нет никакого желания туда возвращаться. Тем более, что сейчас даже те ребята, которые играли за рубежом, возвращаются в Россию. Почему? Так ведь волейбол у нас на подъеме, появляются хорошие команды, в которые вкладываются солидные средства. Если раньше у нас было три-четыре сильных клуба, то теперь их шесть-семь. Так что не вижу смысла в том, чтобы куда-то уезжать.
- Интересно, как волейболисты, чей рост сильно зашкаливает за два метра, обходятся в быту. Наверное, голову об дверные косяки постоянно разбивают? - Гостиница на нашей базе в Белороде построена специально под нас. Дверные проемы там высоченные, да кровати длинной за два метра. Так что у нас проблем нет. Да и обычным постояльцам интересно в такой обстановке пожить. Конечно, на выезде бывают курьезные случаи, когда спать приходится на полу в неимоверных позах, потому что кровати слишком мелкие. Или выделят номер, в котором наши гиганты Козлов и Баранов разойтись друг с другом не могут. Конечно, выход из любой ситуации можно найти. Например, в гостиницах на выезде мы просим обслуживающий персонал отвернуть у кроватей спинки. Если они отказываются, то мы и сами можем провести эту нехитрую операцию. Хотя в последнее время нас селят в хороших местах, где неудобства сведены к минимуму
Арсений Деточкин