В редакцию "Правды.Ру" пришло письмо. Письмо из Общероссийского союза общественных организаций инвалидов (ОСООИ). Мы не знаем тех людей, которые нам его прислали. Но мы умеем читать не только то, что непосредственно написано, но и то, что сквозит между строк. А в письме — боль.
Конечно, все так, как пишут нам (и далеко не только нам) люди. Это прежде, когда-то очень давно, фраза "к нам пришло письмо" побуждала к действию. Сегодня эту фразу с легкостью необыкновенной цинично нивелируют: "К нам пришло письмо, шеф. Сразу порвать или в документации недельку подержать?"
Вот и инвалиды России до кремлевских покоев добраться не смогли. Сильно сомневаемся, что и после опубликования этого письма им ответят. Что ж, пусть погуляет душевный крик инвалидов России по русскоязычному и англоязычному интернету. В конечном счете, разделенная боль — уже полболи. И текст письма оставляем без правок — стилистических, грамматических, политических, социальных.
Общероссийский союз общественных организаций инвалидов (ОСООИ)
194017, Россия, Санкт-Петербург, пр. Тореза, дом 72. Тел./ факс 554 -03 — 31
Исх. № 21 от 29 сентября 2004 года
Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
103132, Москва, Старая площадь, д. 4
Уважаемый Владимир Владимирович!
Вынуждены обратиться к Вам с открытым письмом, так как два предыдущих обращения (письмо № 01/10 от 1.10.2003 и письмо № 10 от 4.02.2004) остались без ответа. А ведь вопрос, который поднимался в этих письмах, касается миллионов граждан нашей страны, которые являются инвалидами, а значит, наиболее незащищенными представителями населения, и нуждаются в особом внимании со стороны государства.
Ни для кого не секрет, что инвалиду устроиться на работу намного труднее, чем здоровому человеку. С ним больше хлопот, а "выход" заведомо меньший. Следовательно, для того чтобы заинтересовать работодателей в трудоустройстве инвалидов (а это является задачей любого цивилизованного демократического общества), необходимо дать им какие-то привилегии. Так и было сделано посредством статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), где для инвалидных организаций и для организаций, в которых работают инвалиды, были прописаны льготы, которые освобождали от уплаты единого социального налога (далее — ЕСН) заработную плату инвалидов в размере, не превышающем 100 000 рублей. Эта льгота создавала для организаций, использующих труд инвалидов, более выгодное экономическое положение, что позволяло им даже с учетом специфики труда инвалидов оставаться конкурентоспособными. А главное — инвалиды получали возможность поднять свой социальный статус до уровня здоровых граждан и не чувствовать себя людьми "второго" сорта.
Но заинтересованность в такой заботе об инвалидах может быть у кого угодно, кроме самой богатой в нашем государстве и при этом самой непорядочной и жадной организации — Пенсионного Фонда Российской Федерации (далее — ПФ РФ), который решил с 1 января 2002 года, вопреки действующему законодательству, льготу для инвалидов уменьшить в 2 раза.
Мы все прекрасно помним председателя этого фонда по фамилии Барчук, при котором пенсионерам не выплачивались месяцами пенсии, но зато выдавались безвозвратные кредиты на многие миллионы рублей. Мы помним, как этим Фондом разорялись сотни предприятий во времена, когда по все стране шла волна взаимных неплатежей, потому что пени за задержку уплаты страховых взносов в ПФ РФ считались не от неуплаченной суммы страховых взносов, а от всей суммы начисленной заработной платы. Мы помним, как работниками Пенсионного фонда вырезался последний 16-й пункт постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам № 358 от 3.09.1990 г., которым определялся перечень видов заработной платы, на которые не надо было начислять взносы в Пенсионный фонд. Много и других неприличных поступков числится за Пенсионным фондом.
Поэтому абсолютно логичным было то, что законодатели лишили Пенсионный фонд с 1 января 2001 года такой, с позволения сказать, самостоятельности, передав все функции сбора платежей для целей пенсионного страхования органам Министерства по налогам и сборам, а сами взносы и порядок их сбора приравняли к налогам.
Но Пенсионный Фонд "на мякине не проведешь". Как только он лишился функций по сбору денег и остался как бы без возможностей "погреть руки", он принял активное участие в подготовке "пенсионной реформы", в результате которой наш "незаменимый" Пенсионный фонд опять добился права быть сборщиком страховых взносов, хотя пока еще в половинном размере.
Именно Пенсионный фонд является автором Закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года. В статье 3 этого Закона , там где даются определения основных понятий, используемых в тексте закона, неизвестно кем и с какой целью было записано, что "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда..." и так далее по тексту. Но ведь эти слова никак не соответствуют истинному положению вещей! Платежи являются возмездными только в том случае, если они при определенных обстоятельствах возвращаются к их плательщикам. Но организации, уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд, никогда и ни при каких обстоятельствах эти деньги обратно не получат. Их смогут получить обратно в виде пенсионных платежей только индивидуальные предприниматели, уплачивающие эти взносы за самих себя, или любой гражданин, который будет самостоятельно перечислять деньги на свой лицевой счет в Пенсионный фонд.
Спрашивается, зачем же тогда так написали? Оказывается, все не так просто, как кажется.
Именно эта формулировка — "индивидуально возмездные" - перечеркнула существенную часть налоговой реформы, проводящейся в нашей стране. Только на основании этих двух слов пенсионные взносы перестали быть налоговым платежом, вышли из-под действия Налогового кодекса и из-под контроля налоговых органов. Пенсионный Фонд опять получил полную независимость и неподконтрольность, как это было до 2001 года. О том, "что все вернется на круги своя", давно говорилось в кулуарах Пенсионного фонда, и наш российский законодатель оказал неоценимую помощь в осуществлении этих "надежд", возможно, даже небескорыстно.
Вы спросите, а как это отразилось на инвалидах? А вот как. По мнению Пенсионного фонда, льготы, предоставленные инвалидам и инвалидным организациям статьей 239 Налогового кодекса в части единого социального налога, не имеют якобы законной силы в отношении страховых взносов, направляемых теперь напрямую в Пенсионный фонд. И все это только лишь потому, что эти 14 % уже не налог, а возмездный платеж, на который правила Налогового кодекса не распространяются. Поэтому для инвалидов пенсионная реформа началась с сокращения для них указанной льготы ровно в два раза.
При этом Пенсионный фонд категорически не желает признавать других законов. А в них, в частности, говорится: "государство гарантирует предоставление льгот в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов" (статья 34 Закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).
Что говорить о других Законах, когда даже "свой" Закон № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд трактует только так, как ему удобно. И это не удивительно — так было и раньше.
Например, в пункте 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ написано, что "объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос) Налогового кодекса Российской Федерации". Для всех нормальных людей это означает, что страховые взносы считаются точно также как и единый социальный налог. Однако, Пенсионный фонд эту статью трактует иначе и говорит, что страховые взносы считаются по-другому и база для них больше, чем для ЕСН. В этом ему, к сожалению, очень помогает Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (далее — МНС РФ).
Очень странная услужливость. Неужели понадобилось менее года, чтобы заклятые враги — "налоговики" и "пенсионщики" снова подружились?
Так вот, МНС РФ издает приказы от 28 марта 2002 года № БГ-3-05/153 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Порядка ее заполнения" и от 27 января 2004 года № БГ-3-05/51 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Порядка ее заполнения", где почему-то закрепляется желание Пенсионного фонда считать страховые взносы совсем от иной, большей по размеру базы, чем это применяется при расчете ЕСН.
При этом полностью игнорируются требования к порядку расчета и уплаты ЕСН, а также соразмерность страховых взносов в Пенсионный фонд и суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, которые изложены в Налоговом кодексе.
Любой человек, умеющий считать, скажет, что если в Федеральный бюджет начисляется ЕСН в размере 28 %, а в Пенсионный фонд (налоговый вычет) — 14 %, то подлежит уплате в Федеральный бюджет разница (28% - 14%), то есть тоже 14%. При этом равенство будет соблюдаться только при условии, что указанные проценты считаются от одной и той же базы. Тогда требование Налогового кодекса будет всегда выполняться. А вот Пенсионному фонду этого никак не понять. Вернее он не хочет это понимать и любые правила игры стремится сделать всегда более выгодными для себя.
К великому сожалению, во всех этих, мягко говоря, "беззакониях" Пенсионному фонду помогает и Правительство. Оно в своем постановлении № 407 от 12 июня 2002 года закрепило положение о том, что в составе расчетного пенсионного капитала учитываются только суммы страховых взносов, поступившие в Пенсионный фонд за застрахованное лицо. При этом Правительство совсем забыло, что, в таком случае, необходимо было в бюджете 2002, 2003 и 2004 годов прописать порядок перечисления денежных средств из Федерального бюджета в Пенсионный фонд для финансового обеспечения льготы прописанной в статье 239 Налогового кодекса для инвалидов. Тогда никакой проблемы вообще бы не возникло! Лицевые счета у инвалидов не оставались бы пустыми, Пенсионный фонд не разорял бы своими незаконными претензиями инвалидные организации. Все было бы сделано честно, по закону и с уважением к своему народу.
Но этого сделано не было, так как Правительство льготы привыкло декларировать, а обеспечивать их реальными деньгами считает не обязательным. Ведь до 2002 года все льготы по ЕСН обеспечивались самими внебюджетными фондами (Пенсионным, Социального и Медицинского страхования, фондом Занятости), и Правительство к этому привыкло. А изменившееся законодательство никто похоже внимательно не изучил, или все посчитали, что вопрос разрешится как-нибудь сам собой.
Министерство юстиции, стоящее на страже законности, также не мешает происходящему беззаконию и регистрирует вышеперечисленные приказы МНС РФ, а также приказы, которыми утверждены форма расчета авансовых платежей по ЕСН, форма декларации по ЕСН и Порядок их заполнения (от 1.02.2002 № БГ-3-05/49, от 09.10.2002 № БГ-3-05/550, от 29.12.2003 № БГ-3-05/722), а также приказы, которыми вносились изменения и дополнения в указанные приказы. Так вот, именно в этих приказах реализуется желание Пенсионного фонда отнять льготу у инвалидов. Именно в этих приказах МНС РФ, определяя порядок расчета ЕСН для инвалидных организаций, умышленно нарушает требования нескольких статей Налогового кодекса (статьи 6, 52, 239, 241 и 243), а также игнорирует статью 10 Закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
К примеру, Минюст не замечает, что по приказу МНС РФ от 9.10.2002 № БГ-3-05/49 для организаций, использующих льготу по статье 239 Налогового кодекса МНС РФ, придумало такой термин как "1/2 ставки по налогу", в результате которого фактическая ставка налога для инвалидных организаций стала равна 56%, а должна быть — 28%. После того, как Высший арбитражный суд 8 октября 2003 года признал это незаконным, размер ЕСН для инвалидных организаций по правилам МНС РФ стал равным 70%.
Тогда МНС РФ выпускает приказ № БГ-3-05/711, которым вносит изменения в предыдущий приказ, и размер налога по новой схеме становится для инвалидов опять равным 56%.
Этими приказами нарушается требование статьи 243 Налогового кодекса, где в пункте 2 четко сказано, что сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). При этом (что особо важно) сумма налогового вычета не может превышать сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет! А согласно вышеупомянутым приказам, при расчете ЕСН инвалидными организациями, в нарушение Налогового кодекса, сумма налогового вычета превышает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет. И так продолжалось до конца 2003 года.
На 2004 год по приказу МНС РФ от 29.12.2003 № БГ-3-05/722 размер льготы для инвалидных организаций по ЕСН был установлен почему-то в размере 14%, а должен быть по Налоговому кодексу — 28%. И "налоговый вычет", по-прежнему, вопреки Налогового кодекса, превышает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет.
Сколько же еще потребуется лжи ради реализации идеи Пенсионного фонда — лишить инвалидов их законной льготы?! И почему все это безобразие Минюст пропускает?!
Хотелось бы напомнить господам из упомянутых министерств, что порядок расчета налогов изложен в Налоговом кодексе, и никому не дано право самовольно его менять.
Неужели государственные чиновники, которые содержатся за счет перечисляемых нами налогов, имеют право совершать такое количество нарушений законов, столько рабочего времени своих подчиненных тратить на ведение арбитражных споров? И все лишь ради того, чтобы ухудшить положение инвалидов — тех, кого государство обязалось защищать и поддерживать.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Спасибо Вам за то, что Вы очень много усилий прилагаете, чтобы навести хоть какой-то порядок в нашей стране, и что особенно радует — в области административного регулирования. Но решение вопроса сохранения льгот для инвалидов начиная с 2002 года почему-то не сдвигается с мертвой точки.
В поручении Президента Российской Федерации от 17 января 2003 года № Пр-90, данного по итогам встречи с представителями общероссийских общественных организаций инвалидов 28 ноября 2002 года, содержится указание обязать Пенсионный фонд Российской Федерации разработать и издать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подачи организациями (среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%) отчетности по взносам 14% на страховую и накопительную части пенсии, а также конкретный порядок финансового обеспечения и восстановления указанных средств на индивидуальных счетах работников — инвалидов с учетом льгот, предоставленных положениями статей 239 и 243 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В поручении Президента Российской Федерации от 10 февраля 2004 года № Пр-218, данного по итогам встречи с представителями общероссийских общественных организаций инвалидов 19 декабря 2003 года, содержится указание Касьянову М.М. в срок до 1 апреля 2004 года разработать механизм возмещения денежных средств, уплаченных общероссийскими организациями инвалидов и организациями, единственными учредителями которых являются эти общественные организации инвалидов, в виде налогов и страховых взносов в период с 2002 года.
Ни одно из этих поручений Президента выполнено не было. Вместо этого Пенсионный фонд инициирует по всей стране процесс арбитражных судов в отношении инвалидных организаций.
Почему господин Греф, которому Вы лично на глазах у всей страны дали указание вернуть деньги инвалидам, не выполняет Вашего поручения?
Почему МНС РФ и Пенсионный фонд до сих пор, вопреки действующему законодательству, заставляют инвалидные организации платить лишние суммы страховых взносов ежемесячно?
Инвалидные организации с января 2002 года и до сих пор находятся в двойственном неопределенном положении. Это сильно сказывается не только на здоровье инвалидов, но и на их моральном и психологическом состоянии. Закрываются сотни предприятий инвалидных организаций, и тысячи инвалидов лишаются рабочих мест. Мы взываем о помощи и требуем восстановления законности и справедливости.
Ситуацию необходимо срочно изменить. Мы, со своей стороны, видим следующий путь разрешения сложившейся проблемы.
1. Необходимо, чтобы теперь уже не МНС РФ, а Министерство Финансов, имеющее право издавать приказы в области налогообложения, в срочном порядке, до конца года, привело в соответствие с Налоговым кодексом и Законом № 167-ФЗ все приказы по утверждению форм расчета и порядку их заполнения по ЕСН и страховым взносам в Пенсионный фонд начиная с 2002 года. При этом база для расчета и ЕСН и страховых взносов должна быть абсолютно одинаковой, и в ней должны учитываться льготы, перечисленные в статье 239 Налогового кодекса.
2. Правительству необходимо разработать проект закона о внесении изменений в Законы Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", в которых прописать порядок перечисления бюджетных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях реализации льгот, предусмотренных пунктом 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Внести изменения в Постановление Правительства от 12 июня 2002 года № 407, в которых отразить порядок зачисления Пенсионным фондом РФ денежных средств из Федерального бюджета на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, которыми являются граждане России, работающие и получающие заработную плату в организациях, пользующихся льготой в соответствии с пунктом 1 статьи 239 Налогового кодекса.
4. Вернуть Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года в русло налогового законодательства убрав из абзаца 7 статьи 3 слова "индивидуально возмездные". Тем более, что из практики реализации этого Закона и дальнейшего развития пенсионного законодательства вытекает, что никакой возмездности на самом деле ни для плательщиков, ни даже для получателей этих взносов не существует.
С уважением к Вам,
инвалиды ОСООИ
Президент-Председатель Совета ОСООИ
заслуженный врач РФ, академик СЗО МАИ
Морозова С. И.
Фото 84-летней женщины из питерского интернет-издания "Смена"