Накануне Олимпиады президент ОКР доложил президенту РФ, что с премиальными для чемпионов у нас не хуже, чем везде
Отправляясь в Афины, президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев был принят президентом России Владимиром Путиным. Если верить официальным сообщениям, суть беседы президентов свелась к двум основным пунктам: посетит ли Владимир Владимирович Олимпиаду и сколько призовых в случае успеха получат олимпийцы. Первая часть понятна была бы и без отчетного брифинга — президент Путин приедет в Афины, если российские спортсмены будут выступать достойно.
Вторая часть куда интереснее. Глава олимпийского ведомства России поведал, что, помимо государственных субсидий для поощрения отличившихся атлетов (за первое место — $50.000, за второе — $30.000, за "бронзу" - $20.000), ОКР нашел спонсоров, которые выделили в общей сложности $4.000.000 для вручения чемпионам. Плюс к этому — премиальные от губернаторов тех областей, которые спортсмены представляют. И в итоге получается, что россияне, взошедшие на высшую ступень олимпийского пьедестала, получат от 100 до 180 тысяч долларов.
Что ж, дело хорошее. Один вопрос. А где раньше был тот президент Олимпийского комитета и те спонсоры, которые сегодня сулят большие деньги нашим чемпионам?
Например, весь мир давно поражается: куда делись прославленные тяжелоатлеты России? И никому не объяснишь, что второе десятилетие кряду наши штангисты едва находят деньги на оплату аренды тренировочных залов.
Из Олимпиады в Олимпиаду львиную долю наград получают наши стрелки и фехтовальщики. Но ни один российский телеканал никогда не показывал и не покажет их тренировок. Потому что иные московские бомжи имеют куда более комфортную среду обитания.
Реальнейшими претендентами на афинское золото станут и российские мастера батута, многократные чемпионы мира, Европы, Олимпийских игр. И ведь никто не поверит, что эти ребята и девчата тренируются в школьных спортзалах — то немногое, что может им обеспечить губернатор Кубани Александр Ткачев, едва ли не единственное в стране должностное лицо, заботящееся о батутистах.
Один из трех видовых монстров на Играх — гребля. В академической гребле, гребле на байдарках и каноэ, гребном слаломе разыгрывается в общей сложности 30 комплектов наград. Некогда СССР был в числе лучших по этим видам спорта. А сегодня километров пять гребных трасс на Москве-реке, в том месте, где некогда процветали водноспортивные общества "Спартак", "Водник", "Труд", "Трудовые резервы", отданы руководителями спортобщества профсоюзов "под коммерческие проекты". Олимпийский гребной канал в Крылатском только что тиной не зарос. Лишь комментатор телеканала РТР-Спорт Дмитрий Губерниев своей луженой глоткой пытается по ночам пробудить интерес российских телезрителей к международным соревнованиям гребцов. Но никто в России, кроме специалистов, не смотрит эти старты — кому охота взирать на вечные поражения соотечественников? А гребцы-то не виноваты в тех спортивных пощечинах, что регулярно получают, — тренироваться и соревноваться на своей Родине они толком не могут.
В плавании едва ли не основные надежды Россия возлагает на полупенсионера (хотя и заслуженного) Александра Попова. И это правильно. Благодаря тренировкам в австралийских и западноевропейских бассейнах, талантливый атлет может рассчитывать на медали даже в преклонном возрасте. А замены и конкурентов в России ему все равно нет — не в подмосковных же лужах молодым свои способности оттачивать.
Не менее 20 лет мечтают наши спорторганизаторы капитально отремонтировать и Конноспортивный комплекс "Битца", сданный в эксплуатацию весной 80-го в спешке и масштабных недоделках к московской Олимпиаде. Но на самом деле угрозу для жизни он представляет только для тех, кто там обитает (пол провалится или кусок арматуры на голову упадет). А все прочие в перерывах между олимпиадами вполне перебиваются без хлопот о нуждах конников, стрелков из лука, пятиборцев. Что, однако, не мешает руководителям олимпийского движения России пообещать — на Играх пару медалек завоюем!
Наконец, лишь усилиями местных энтузиастов живет, дышит и фантастическим образом выводит наших борцов — вольников, классиков и дзюдоистов — на потрясающие победные пики формы спортбаза близ Кисловодска. Там — среднегорье. Уникальный климат. Особый воздух. В общем, природа на славу постаралась для спортсменов. Вероятно, по этой причине спортивные руководители страны решили, что больше ничего не надо. Условия жизни атлетов в фанерных домиках лишь немногим отличаются от определения скотские. Покупка нового тренажера там — все равно, что строительство космического корабля для полета человека на Марс. О передовой медицинской аппаратуре для исследования функционального состояния спортсменов никто даже не заикается. Опять же, на Играх в Афинах в указанных выше видах борьбы будет разыграно 32 комплекта наград, и руководители Олимпийского комитета России планируют, что пятая часть из них достанется россиянам.
В общем, деньги для чемпионов — это хорошо. Но не плохо бы возродить, слегка усовершенствовав, и древнегреческую традицию. Помните из истории, как в честь олимпиоников пробивали дыру в крепостной стене? Мол, в нашем городе живет такой атлет, который всех врагов победит без дополнительных сооружений. Так вот в России, в порядке эксперимента, есть смысл пробивать дыры в честь чемпионов в головах отечественных руководителей спорта.