Десятки автобусов — вымытых и натертых — подкатили к трапам судна. Огромные люки распахнулись, и по трапам потекли ручейки пассажиров. Аккуратных. одетых с шиком стариков и старушек приветствовали, словно пришельцев с другой планеты, криками, музыкой, вспышками блицев фотокамер. Вокруг сновали кинорепортеры. А возможно, эти старички и старушки, заплатившие за путешествие на "Qeen Mary-2" умопомрачительные суммы — самый дешевый билет тянет, если не ошибаюсь, до 10000 баксов, так вот, возможно, эти первые пассажиры и впрямь пришельцы? Они рассаживались в автобусы, вежливыми улыбками и суховатыми взмахами рук приветствовали жителей. И у меня мелькнула мысль: а повезут ли их к другому причалу, ведь, это всего в нескольких сотен метрах. а там на гнилых концах томятся в "неволе" три судна с российским моряками на борту. Покажут ли "пришельцам" изъеденные ржавчиной борта, разбитые механизмы, каюты, по которым бегают тараканы величиной с ладонь... Впрочем, к чему портить праздник тем, кто честно заработал деньги и на склоне лет пошел на супергиганте по маршруту "Титаника". А брошенные, перегруженные долгами суда, замордованные неизвестностью и бытом экипажи — это Россия, это то, о чем так часто можно услышать в Европе — нищий народ в богатейшей стране. Порой формируют жестче: как можно сидеть на золоте и жрать дерьмо. А мы не возражаем, лишь кичимся непонятно чем, мол, у нас свой путь. Прежде чем перейти к рассказу о судьбе попавших в беду экипажей супертраулеров "Пассат", "Шквал" и "Бриз", должен принести извинения коллегам из Лас-Пальмаса: схлынул вал восторга после отхода "Qeen Mary-2", и местные журналисты вспомнили о российских экипажах. Непременно, пообещали мне, попытаемся помочь.
По ту сторону нищеты
А что может быть по ту сторону? Думаю, унижение. То, что вряд ли приходит в голову чиновникам в стране, работникам различных наших консульств и представительств. И не пойму: то ли наплевать им, то ли привыкли свои интересы блюсти, но реакция на происходящее — дела коммерческие. Это о ситуации с траулерами. Дела-то — коммерческие, да люди-то — российские. И это не к ним снисходительно-презрительное отношение местных, рассчитывающихся за проделанную работу — уборку дома, мытье траулеров, это к стране. Ну, не понимают они, эти зажиточные местные, как страна не в силах найти виновного в трагедии, как беззаботно равнодушно может относиться к условиям, в которых оказались ее граждане: без еды, без воды, без денег и даже надежда угасает. И без разницы местным, что страна — это не только те, кто посадил суда на мель, не только клерки и чиновники. Да и не к ним снисходительно-презрительное отношение, к — России. Трудно понять, как капитанам удается поддерживать хоть какой-то порядок на суднах. Однако, всему есть предел. Собрание на "Пассате" получилось бурным: похоже, от меня ждали новостей. И непременно — хороших. "Еще две-три недели, — гремел чей-то бас, — и мы начнем сходить с ума. Уже одного пеленали..." И сыпали-сыпали, словно дрова в костер, вопросы — кто конкретно виноват в сложившейся ситуации, почему в фирме, которая оформляла документы, обещали сделать шенгенские визы... Вспоминали все — и писали заявления: только сейчас понимали, что их обманули? ".... при устройстве в рейс на РТСМ "Пассат" через кадровое агентство "Влас Мир" оплачивали трудоустройство и шенгенскую визу в сумме..." Суммы вы видите. А вот кому нужна шенгенская виза в зоне Мавритании — именно там должен был работать "Пассат", об этом задумались, похоже, когда — гром грянул.
Траулеры — призраки
Иными словами, они есть, они даже работают, на них посылают экипажи, они сдают продукцию... А вот куда идут деньги за реализацию — тут необходимо особое расследование. Для начала — несколько цифр, несколько — потому что приведем полностью таблицу расчета работы одного супертраулера в зоне Мавритании в течение месяца. Так вот, более ста тысяч долларов чистой выгоды! Впрочем, взгляните на таблицу. Конечно, можно говорить о том, что рейс на рейс не приходится, что всякое бывает, что суда технически подготовлены плохо... Говорить можно многое, но не объяснить — куда исчезали не десятки и не сотни, по прикидкам — исчезали миллионы долларов. Где кончается ложь, начинается криминал. Буквально через несколько недель после того, как Х. Баков стал исполнять обязанности гендиректора ОАО "Атлантрыбфлот", у него появилась охрана. Вынужденная мера: многие, кто был связан с прежним руководством компании, очень не хотели новых правил игры — уж очень удобны были прежние. Итак, четыре РТСМ оказались зарегистрированы в оффшорах. "Муссон" и "Шквал" - во власти "Shelley Marketing LLC" США, "Пассат" и "Бриз" - хозяева "Wattenberg Trading Ltd" , Белиз. И суда были переданы в бербоут-чартер ЗАО "Запрыбфлот".
Странно, что "игра в оффшоры", когда суда то пытались вернуть под российский флаг, то подделывали документы для регистрации — в результате белизский регистратор в конце 2002-го года даже обратился за разъяснениями в ГУР, так вот, эти игры остались без внимания как комитета по рыболовству обладминистрации, так и Союза рыбопромышленников. И предположить, что чиновники от рыбалки не понимали к чему могут привести операции с оффшорами, может лишь наивный. Как не устраивает меня отговорка — мол, это дела частных структур: квоты-то выделяет государство. И вывод: на глазах у всех за счет российских квот кто-то выкачивал суммы — и немалые — на собственный счет. В результате: сегодня около тридцати различных фирм и фирмочек стоят в очереди на получение денег за исполненные услуги. И в первую очередь — экипажи судов. Терпение у людей — на пределе. И, как заявляют, начнут вскоре продавать все, что кто-то купит, потому что унизительно для российских моряков мыть туалеты в домах островитян, дабы заработать несколько евро на телефонные переговоры с родными. Ждут своих денег и иные агентирующие фирмы: в частности, "КанаИнтер". Но вот у меня лично вопрос — как фирма, которая заявляет сегодня о едва ли не в два миллиона долларов не оплаченных ей счетов за поставленное топливо, другие услуги, агент которой "накладывает вето" на выезд одного из членов экипажа "Пассат" только за то, что не знает — кто оплатит пребывание моряка в больнице, так вот, как фирма тем не менее ранее поставляла все, что ей заказывали, причем, без предоплаты. Или "КанаИнтер" настолько доверяла судовладельцу, что работала с ним, по сути, в кредит, или с фирмой рассчитывались иначе. Все возможно, но всему когда-то приходит конец. Тем более, что даже с добрыми приятелями не всегда делятся смыслом финансовых операций. А владельцы злополучных траулеров ухитрились "заложить" суда с помощью некоего господина профессора А. Логовцова и получить кредит под 24(!) процента годовых, сумма кредита почти пять миллионов долларов. Трудно понять, как и кто может выдать под суда, цена которым едва ли несколько сот тысяч долларов, многомиллионные кредиты. Но еще меньше — каким же нужно быть.... мгм, неразумным, чтобы брать кредит под 24 процента. И у меня версия: а, похоже, никто и не собирался возвращать кредиты. Деньги, не исключено, поделили. Кто и в каких пропорциях? Вот если бы правоохранительные органы это выяснили. Горький опыт работы по принципу бербоут-чартера в нашем регионе имеет Пионерская база "Океанрыбфлот". База, практически, развалилась. Но инициатор "работы в новых условиях " процветает. Похоже, в случае с четырьмя супертраулерами мы видим тот же результат. Кто-то сыграл в подлянку, но вот кто? Ю. Гурщенков, уводивший суда в оффшоры? Неизвестные владельцы "Wattenberg Trading" и "Shelley Marketing"? Господин Логовцов, который шлет письма от имени двух компаний — одна сидит в Лихтенштейне, другая — в Панаме? На супертраулерах, словно пиявки, висели гроздьями владельцы, кредиторы, арендаторы... И когда нарыв, назрев, лопнул, оказалось, что все хотят лишь долги получить, а вот по долгам платить.... Единственный выход в этой ситуации — обращение экипажей судов в судебные инстанции с иском о выплате денег за проделанную работу. Пока известно, что суд иск принял. А непонятности вокруг судов как были, так и продолжаются. Вдруг объявляются представители московской адвокатской конторы, которые защищают интересы.... вот кого — непонятно. Рядом с судами — представители Константина Коваля, владельца фирмы "Baltik Atlant Shining". Фирма мощная, постоянно модернизирующая флот. Работают на себя — а не на оффшоры. Вот и хотят супертраулеры к рукам прибрать. До ума их довести — дело копеечное по сравнению с тем, какую отдачу принесут!
Версия вероятности
Могу предположить, что судьба судов, заброшенных в оффшор, а посему и судьба их экипажей перестали интересовать всех, кто так или иначе был с судами связан, в тот момент, когда вопрос о покупке ОАО "Атлантрыбфлот" был практически решен. Если не ошибаюсь, это стало ясно летом прошлого года. Именно с августа экипажи судов работали, мало что понимая в распоряжениях берега. Да и согласитесь, какая нужна порядочность, чтобы в момент продажи всего проявить заботу о нескольких экипажах. Проще ответственность спихнуть на чужие плечи. Словом, хоть суда и оффшорные, но экипажи на них — калининградские, управляла судами на условиях бербоут-чартера компания "Запрыбфлот", а по "Кодексу торгового мореплавания" под судовладельцем "понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании". Продавая ОАО "Атлантрыбфлот", старые хозяева попытались и проблемы "оффшорных траулеров" переадресовать по новому адресу: людей, мол, необходимо будет когда-то выручать! Да, Тимофей Лознев — генеральный директор холдинга, в который вошел "Атлантрыбфлот" , выплатил агенту "КанаИнтер" необходимую сумму, и Сергей Патрушев улетел домой. Да, новые владельцы решили помочь экипажам судов в обеспечении едой, водой..... Но платят чужие долги, словно, купив автомобиль, рассчитываются за то, что прежний владелец натворил, побывав когда-то в аварии. Случай с траулерами, на мой взгляд, интересен тем, что у работников рыбной сферы обладминистрации появляется возможность с помощью правоохранительных структур выяснить — кто и на какую сумму "кинул" моряков. И дела эти не частные, поскольку, как понимаю, государству также нанесен ущерб, и немалый.
Вместо эпилога
Будет ли проведено расследование, найдут ли виновных — не знаю. Возможно, что вновь будут ссылки на коммерческие отношения. Посмотрим.... Я вот о чем на прощание. В гуле гнева на собрании экипажа "Пассата" вдруг прозвучало негромко: "Напишите, что я очень люблю жену" - открытая улыбка словно отодвинула гул: "Буров моя фамилия". И пока в самых невероятных ситуациях слышишь подобное, задумываешься — как долго еще сможет на этом стоять страна, которой, к сожалению, частенько ее граждане в обузу.
Дмитрий Николаев, "Маяк Балтики", Калининград — Лас-Пальмас — Калининград
P.S. Я очень надеюсь, что многое поможет прояснить Юрий Иванович Гурщенков — до недавнего времени председатель Совета директоров ОАО "Атлантрыбфлот".