Корреспонденту "СЭ" стали известны подробности переговоров по обе стороны океана, которые до сих пор хранились в строгой тайне
В минувший вторник президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель направил в адрес руководства НХЛ жесткое письмо в связи с "делом Жердева". Он сообщил боссам лиги, что, поскольку добиться компромисса не удалось, вопрос будет рассмотрен в арбитраже, а до его решения хоккеисту следует запретить выступать за "Коламбус".
Процедура международного арбитража довольно сложна. Сначала нужно выбрать арбитра. Согласно договору между НХЛ и ИИХФ, в случае возникновения споров рассматриваются кандидатуры североамериканского или европейского арбитров.
Прежде к помощи арбитража пришлось прибегнуть лишь однажды — когда "Оттава" не отпускала на чемпионат мира забастовщика Алексея Яшина. Тогда выбор пал на арбитра из Нью-Йорка. Юристы ИИХФ и ФХР дело выиграли. Теперь, если следовать очередности, арбитр должен быть из Европы. Им, видимо, станет юрист из Мюнхена, профессионал в своем деле. Назвать его фамилию, извините, пока не имею права.
Обычно арбитр сначала запрашивает документы, изучает их, а затем вызывает представителей обеих сторон. Истцами выступят ИИХФ и ХК ЦСКА, ответчиками — НХЛ и "Коламбус". Интересы международной федерации станет защищать англичанин Фредерик Мередит, опытный юрист, хорошо известный не только в мире хоккея, но и в нескольких комитетах Европейского союза. К чьей помощи прибегнет ЦСКА, пока сказать трудно.
Кстати, на слушании "дела Яшина" со стороны НХЛ присутствовали чуть ли не восемь адвокатов, а от ИИХФ — Мередит и Александр Беркович, юрист из Нью-Йорка. Так что в арбитраже выигрывают не количеством, а качеством.
Сейчас, когда дело зашло настолько далеко, что арбитраж стал неизбежным, можно рассказать о некоторых деталях, до сих пор остававшихся за кулисами. Поначалу ничто не предвещало конфликта между хоккеистом и армейским клубом. Затем, когда все сроки вызова игрока в "Коламбус" прошли (в России уже начался сезон), в Москве появились представитель североамериканской команды и Александр Тыжных, агент Жердева. Их интересовало, существуют ли способы "выкупа" игрока из армии. Руководители ЦСКА заявили, что об этом не может быть и речи. Правда, Евгений Гинер поинтересовался, какова истинная цена хоккеиста, и этот его вопрос был истолкован как намек на возможность торга. На самом же деле бизнесменом Гинером двигало простое любопытство.
Когда Жердев уехал за океан, ЦСКА сообщил об этом ФХР, и ее президент Александр Стеблин немедленно связался с ИИХФ и НХЛ. Была запущена машина переговоров — никому не хотелось доводить дело до суда. В то же время руководство НХЛ попыталось оказать давление на ИИХФ — задержало первый транш выплат за европейских хоккеистов, которые заключили контракты с заокеанскими командами. Мотив выглядел нелепо: мол, все это из-за того, что ЦСКА не хочет отпускать Жердева.
Люди, связанные с игроком, заверяли руководство армейского клуба: парень вот-вот вернется, он боится, что его за дезертирство приговорят к тюремному заключению, он хочет выступать за молодежную сборную России на чемпионате мира. Внешне все выглядело пристойно — вроде бы шел поиск компромисса, но на самом деле заокеанская сторона просто тянула время.
Затем состоялась встреча в Цюрихе, на которой от России присутствовали Александр Стеблин, вице-президент ХК ЦСКА Валерий Гущин и вице-президент ПХЛ Владимир Шалаев, а от НХЛ — главный юрист лиги Билл Дейли и ее вице-президент Кен Яффи, занимающийся подготовкой к Кубку мира. Кстати, там же, в Цюрихе, на совещании по этому турниру Александр Стеблин заявил, что сборная России не станет проводить контрольный матч в Коламбусе. Сидевший рядом представитель американской хоккейной федерации заметил по этому поводу, что в Коламбусе помимо руководителей местного клуба живет немало и других — хороших — людей. Стеблин ответил, что будет только рад, если "хорошие" сумеют убедить "нехороших", что положения договора между ИИХФ и НХЛ нужно соблюдать. "А если Жердев вернется в Россию, вы согласитесь играть в Коламбусе? — спросил американец. — Ведь у нас обязательства перед хозяевами Дворца спорта!" - "Вот когда приедет, тогда и вернемся к этому разговору".
Из Цюриха Дейли вернулся в США с документами военнослужащего Жердева и обстоятельными ответами на две страницы своих вопросов. Из НХЛ в ИИХФ тут же были переведены соответствующие суммы за европейских хоккеистов, причитающиеся их прежним клубам (правда, за исключением ЦСКА). Дейли пообещал встретиться с Жердевым и сказать ему, что нужно возвращаться, никакие санкции в России его не ждут.
Планировалось, что игроку будет запрещено выступать в НХЛ по крайней мере до конца сезона. Но Дейли не решился на подобный шаг. Его можно понять — он живет на зарплату, получаемую от клубов, и обязан работать на них. Тем не менее каждый день шли переговоры, в которых, правда, не принимал участия сам Жердев, заявлявший в различных интервью, что он не военнослужащий, а потому никакой ответственности ни перед кем не несет. В то же время существуют доказательства, что присягу Жердев все-таки принимал.
В первый день Кубка "Балтики" сначала Рене Фазель, а затем Вячеслав Фетисов беседовали с Дейли по телефону. Почему Фетисов не подключился к переговорам раньше? Председатель Госкомспорта РФ является правительственным чиновником, и его участие означало бы, что переговоры выходят на новый уровень. Фетисов вел разговор жестко. Он сразу заявил, что если Жердев не вернется в Россию, то на молодежном чемпионате мира играть не будет. Право выступать за сборную надо заслужить. Более того, если хоккеист не хочет исправить ошибку, то он должен ответить за свой поступок. При этом Фетисов подтвердил: если Жердев вернется, к нему не будут применены какие-либо санкции.
Итак, какова сейчас ситуация? Механизм подготовки арбитража запущен, но его еще можно остановить. Если же арбитраж состоится и будет принято решение запретить Жердеву выступать в НХЛ, возможны два варианта развития событий: или клуб подчинится этому решению, или проигнорирует его. В последнем случае ФХР вполне может сделать резкий шаг — вообще отказаться от участия в розыгрыше Кубка мира.
О готовящемся соглашении с НХЛ тогда не будет и речи — зачем нам договор, положения которого не соблюдаются? И появится большое количество судебных исков, причем с разных сторон. Одни хоккеисты, недовольные тем, что за океаном их отправляют в фарм-клубы, станут посреди сезона возвращаться в Россию, где контракты выше. Тогда как другие, уверенные, что закрепятся в клубах НХЛ, полетят в обратном направлении.
Вот к чему может привести поступок Жердева.
Всеволод КУКУШКИН
"Спорт-Экспресс"