Дети - это наше будущее. Сегодня этот старый лозунг приобрёл новое звучание - политическое. Скандал, разгоревшийся накануне вокруг школьного учебника по истории, обострил старый вопрос, связанный со школьными учебниками и поставил новую проблему: школа превратилась в арену политической борьбы
Причина скандала достаточно тривиальна: историческая секция Федерального экспертного совета при Министерстве образования (ФЭС) фактически запретила учебник по истории для 10-11-х под редакцией Игоря Долуцкого. Поводом для отзыва грифа "рекомендовано" стало, по мнению Совета, политически некорректное задание, предлагающее школьникам согласиться или опровергнуть высказывания экспертов об установлении в современной России "полицейского государства" и "режима личной власти Путина".
В общем-то благой замысел Долуцкого придать истории проблемный характер, заставить учеников размышлять и анализировать импонирует, однако в данном случае, автор, и с этим согласны большинство экспертов, поступил некорректно, заранее придав истории России в целом, и политике Путина в частности, негативный оттенок. "Аналитики уверяют, - говорится в учебнике, - что в России "возникла тупиковая ситуация, когда существующая власть не способна справляться с проблемами", а "приход к власти левой или державной оппозиции либо лидера с наполеоновскими амбициями лишь усугубят дело". Долуцкий прошёлся танком и по прошлому России, назвав её политику "захватнической" и превратившей страну в "тюрьму народов", в которой "ненавидели и ненавидят евреев, поляков и армян". В представлении автора учебника Россия выглядит отсталой страной, где царило мракобесие и хаос. Страной, не имеющей ни мудрого прошлого ни светлого будущего.
Можно по-разному относиться как к самому Путину, так и к проводимой им политике, но нельзя не согласиться с его высказыванием о том, что "учебники не должны становиться площадкой для новой политической и идеологической борьбы. В учебниках должны быть изложены исторические факты, они должны воспитывать у молодежи чувство гордости за свою историю и свою страну".
Путин уже не первый раз обращается к теме содержания учебников для школ. Два года назад на заседании Госсовета Президент отметил, что советская система образования "была достаточно эффективной, сделанной весьма крепко, имела хорошую базу". Тогда же он призвал членов правительства обратить особое внимание на вопрос содержания учебной литературы. "Это крайне важный вопрос, на который никто длительное время не обращал внимания", - пояснил Владимир Путин.
По сути, все проблемы от отсутствия единого стандарта. Учебников по новейшей истории для школьников сейчас очень много. Министерство образования одобряет или не одобряет тот или иной учебник, оставляя на усмотрение учебного заведения выбор подходящего варианта. В этом случае, все усилия, направленные на формирование единой государственной политики в деле воспитания подрастающего поколения, нивелируются.
Споры вокруг учебников достаточно обоснованны. В отличие от естественных наук, история - это предмет достаточно субъективный и любой учебник истории всегда субъективен в той или иной мере, поскольку высказывает мнение автора. И избежать этой субъективности очень тяжело. Следовательно, практически невозможно написать учебник, который устроил бы всех.
Но существование учебников с различными точками зрения приносит пока больше вреда, чем пользы. В первую очередь речь идёт об их качестве. далеко не каждый учебник отличается грамотным, взвешенным подходом к той или иной проблеме. Многие учебники остаются практически невостребованными учителями в силу элементарной некомпетентности их авторов. С другой стороны, выпуск каждой серии учебников ограниченным тиражом делает недоступным для всех школ действительно грамотно составленные учебные пособия. И в этом случае инициативу должно взять на себя государство, придя к решению о выпуске единого для всех школ учебника. Такое решение вопроса позволит исключить все подобные склоки и скандалы. При этом, вполне возможным станет выпуск дополнительных учебно-методических пособий, которые учителя смогут использовать в зависимости от своих потребностей и предпочтений.
Такое решение проблемы безусловно поддержит баланс между сторонниками разных точек зрения и любителями проявить свою лояльность к действующей власти. Лояльность, которая доходит порой до абсолютного идиотизма. Ярким примером такого блюдолизства стал выход в 2000 году учебника для Санкт-Петербурга, где была помещена биография Путина, которую западные СМИ весьма метко сравнили с размещением в старых школьных учебниках биографии Ленина. "Когда ему было столько же лет, что и тебе, он не предполагал, что однажды станет президентом. Но уже тогда все ребята во дворе знали, что Вовка никого не боится, что он - верный друг и никогда никого не предаст", - пишут авторы учебников.
Так или иначе, но сегодня российские школьники стали невольными жертвами взрослых политических игр. Но если в советское время варианты объектов для почитания или же ненависти был неизменнным, то сейчас возникает та же самая ситуация, вот только свои симпатии и антипатии авторы переносят на страницы учебников. Не получится ли в итоге, что вместо того, чтобы воспитывать людей, знающих и любящих историю своей страны, из наших детей будут "делать" правильно голосующих избирателей?
Получится у власти создать действительно хороший учебник, а не предвыборную листовку - хорошо. Не получится - встанет вопрос о компетентности такой власти и о том, устраивает ли такая власть нас с вами. Но при этом необходимо помнить, что дети - это всё же действительно наше будущее и от того как мы их воспитаем и будет зависеть наша с вами судьба и судьба нашей Родины.