Страна льготников

В России численность льготников превышает 100 миллионов человек, то есть около 70% от общего числа россиян
Как известно, любое правило предполагает исключения. И если сто человек должны, входя в помещение, снимать шляпу, всегда найдется сто первый, кому будет позволено этого не делать. Природа не терпит пустоты, и если мерилом социального статуса не могут стать деньги, то им становятся льготы и привилегии. Еще в декабре 1917 года большевики как меру социальной поддержки отдельных категорий граждан ввели уменьшенную квартплату. В 1919-м от нее были полностью освобождены семьи красноармейцев, в 1930-е годы - работники НКВД, и так далее.

К середине восьмидесятых система льгот приобрела поистине изощренные формы и охватывала все сферы жизни нашего общества. Например, характерный пример типичной советской льготы времен развитого социализма можно найти в Положении о государственных охотничьих заказниках Удмуртии, принятом в 1983 году. Наш Совет министров тогда посчитал возможным разрешить ветеранам войны и труда рыбачить на удочку в недоступных для обычного рыболова и охотника угодьях.

Либерализация цен 1991 года стала новой страницей в истории системы социальной помощи в России. Деньги заняли подобающее место в системе материальных ценностей, а льготы стали попыткой хотя бы частично компенсировать людям потери, неизбежные при жесткой одномоментной ценовой реформе. За период с 1992-го по 1996 год в России было принято более 50 законодательных актов, регулирующих вопросы социального вспомоществования.

В Удмуртии для этой цели в апреле 1992 года был образован специальный республиканский фонд социальной поддержки населения. Во втором пункте постановления республиканского Совмина о создании этого фонда сформулирована идея социальной справедливости (как ее понимали в то время): перечислить денежные средства КПСС, поступившие на специальный внебюджетный счет, в республиканский фонд социальной поддержки населения и использовать их на оказание помощи малообеспеченным и социально незащищенным гражданам.

Другим источником формирования социального фонда должны были стать доходы от приватизации государственного имущества (10% от общей суммы таких доходов). Но приватизация, как известно, баснословных доходов казне не принесла, а денег КПСС в Удмуртии, скорее всего, оказалось не очень много. Поэтому и социальная поддержка получилась не слишком действенной.
Система компенсаций в России до сих пор напоминает игру в догонялки, причем ухудшение положения обездоленных, как правило, опережает рост компенсаций. Сейчас трудно сказать, предполагало ли российское правительство, предусматривая в связи с реформой розничных цен компенсацию работающим гражданам в виде 60-рублевой надбавки к ставкам и окладам, какими окажутся темпы инфляции начала 90-х. А они оказались такими, что любая компенсация, выраженная в абсолютной величине, будучи только что утвержденной, уже не могла выполнить свою компенсирующую функцию.

Сегодня ситуация изменилась, но не устранена основная причина введения массовых льгот и компенсаций - низкая зарплата. Большая доля социальных программ финансируется из бюджета Фонда социального страхования РФ, куда каждое предприятие отчисляет часть единого социального налога в размере 4% от фонда заработной платы. Доходы фонда в последние годы практически полностью формируются за счет отчислений предприятий. То есть получается, что в целях оптимизации налогообложения работодателю не выгодно повышать зарплату своим работникам. А чем меньше зарплата, тем меньше у государства и средств, чтобы компенсировать ее недостаточность.
А получатели льгот - большинство населения страны. Сейчас в России только федеральных льгот, пособий и компенсационных выплат более ста! Численность льготников, по словам министра труда и социального развития РФ Александра Починка, превышает 100 миллионов человек, то есть около 70% от общего числа россиян.

Неэффективность существующей системы социальной помощи очевидна и для получателей, и для правительства. Разработанная Минэкономразвития РФ программа социально-экономического развития до 2005 года предусматривает существенную модернизацию этой системы. Предлагается перевести льготы в денежную форму, ввести конкурсный отбор организаций, предоставляющих услуги, субсидируемые государством, упростить систему социальной помощи.
Хотелось бы, чтобы в ходе всех этих реформ те, кто действительно нуждается в поддержке, могли бы опереться на государево плечо, а остальные получили бы возможность работать и зарабатывать, а не 'частично компенсировать' потраченные силы, знания и годы.

На иждивении у Москвы

Установка федеральной власти на наведение порядка в проведении политики социальной помощи реализуется и в Удмуртии. Уже почти год у нас действует приказ Министерства социальной защиты населения УР 'О государственной социальной помощи малоимущим гражданам'. Согласно приказу получателями господдержки могут стать семьи, чей среднедушевой доход по независящим от них причинам не превышает величину прожиточного минимума. Несколько смущает туманная формулировка 'по независящим причинам', но тут уж никуда не денешься, такие оговорки - отличительная черта российского нормотворчества. Зато в приказе есть исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения господдержки. Это заявление, справка о составе семьи и занимаемой площади, справки о доходах за последние полгода, документы об имуществе, находящемся в собственности заявителя, и в некоторых случаях медицинская справка и акт комиссионного обследования, подписанный специалистами органов социальной защиты населения.

Льготников в республике много. Льготами и компенсациями в соответствии с федеральными законами в республике пользуются около 800 тысяч человек. У нас 14 с половиной тысяч многодетных малообеспеченных семей. Только в Ижевске насчитывается 97 тысяч получателей детских пособий, около 50 тысяч человек получают льготные лекарства, 41 процент ижевчан пользуются правом льготного проезда в общественном транспорте.

Естественно, что при таких масштабах реализация льгот с каждым годом становится все более проблематичной. К тому же федеральная бюджетная политика приводит к большей централизации финансовых ресурсов, а взаимоотношение регионов и центра повторяет ситуацию проситель - власть. В бюджете РФ существуют 5 фондов, средства которых расходуются на финансовую поддержку территорий. Есть среди них и так называемый фонд компенсаций, используемый для помощи субъектам федерации в реализации льгот, установленных федеральными законами. В республиканском законе о бюджете на 2001 год было предусмотрено предоставление республике 415 миллионов рублей из федерального фонда компенсаций, в 2002 году - 457 миллионов и в 2003-м - 463 миллиона рублей. Рост есть, но, как видно, он не покрывает темпов инфляции. В программе развития бюджетного федерализма говорится, что обязательства региональных бюджетов по социальным выплатам и льготам, установленным федеральными законами, но не обеспеченные средствами фонда компенсаций, должны быть сокращены. Так что для льготников у нас наступают неспокойные времена. Разговоры об отмене льгот слышатся все чаще.

Правда, есть и новости со знаком плюс. Например, в центральных СМИ прошло сообщение о том, что жителям регионов, где хранится и уничтожается химическое оружие, будут предоставлены льготы и компенсации. Только оптимизма такие сообщения не вызывают. Зная нынешнюю федеральную политику в отношении льгот, можно предположить, что, если сейчас правительство России решилось на введение новых льгот и компенсаций, значит, их получателям действительно не позавидуешь.

Американский опыт

Считается, что в нашей стране реализуется так называемая европейская модель социальной политики, направленная на поддержку социально незащищенных групп населения. Американская модель более индивидуализирована. Там государству важно оценить, насколько каждый конкретный заявитель нуждается в социальной помощи.

И в этой модели достаточно много интересного. Чтобы доказать, что помощь необходима, гражданам США приходится постараться не меньше, чем россиянам. Помимо уровня дохода претендента на получение помощи, чиновники будут оценивать размер его накоплений в виде банковских вкладов, ценных бумаг, стоимость его автомобиля и другого имущества. Процедура получения помощи достаточно сложна, но, пройдя ее, можно рассчитывать на участие в целом комплексе социальных программ.

Public Assistance (общественная помощь) - программа денежной помощи тем, кто не может работать по состоянию здоровья, а также одиноким матерям (или отцам) с маленькими детьми.

Medicaid - программа медицинской помощи семьям с низким доходом.

Food stamps - по этой программе граждане с низким доходом получают так называемые продуктовые купоны, потратить которые можно только в супермаркете на продовольственные товары.

HEAP (домашняя энергетическая помощь) - программа, субсидирующая отопление жилья для семей с низким доходом.

Life line (линия жизни) - программа скидок по телефонным счетам для малообеспеченных граждан.

Некоторые из этих программ имеют российские аналоги, а некоторые (например, продуктовые купоны) в сегодняшней России были бы очень актуальны.

Дмитрий КОМЛЕВ
Источник:
ИА "День"

Обсудить