Часто, глядя на собственных или чужих детей и замечая в них, кажется, совершенно не мотивированные черты характера и способности, задаем себе вопрос: «Откуда что берется?». Да от родителей, просто на них надо внимательно смотреть. По крайней мере, на судьбу Алены Низкошапской, начавшей свою карьеру спортивного снайпера в Покровке, что в Октябрьском районе, трафарет, заключенный в народной мудрости «Яблоко от яблони недалеко падает», точным лекалом ложится без всяких изъятий.
Впрочем, и элементов случайности в семье Низкошапских тоже хватало. К примеру, только отдельное и самое скрупулезное исследование ответит на вопрос, почему в 70-х годах прошлого века в Уссурийском сельскохозяйственном институте спортивная стрельба была едва ли не самым массовым видом спорта, целой культурой. В те же годы, скажем, в Дальневосточном государственном университете приоритеты были отданы совсем другим видам спорта. Наверное, как это водится, был в Уссурийске человек – фанат этого дела, который и двигал снайперское дело в массы.
Так или иначе на огневой рубеж выходили все студенты и большинство преподавателей, соревновались между группами, между факультетами, да и личные притязания тоже были в чести. А молодую студентку Наталью Лебедеву буквально затолкали в список участников соревнований. Просто, как сегодня объясняет Наталья Владимировна, для представительства нужна была девушка, а она оказалась единственной на совершенно мужском механическом факультете.
За годы учебы пришлось ей отстаивать честь факультета буквально по всем стрелковым дисциплинам. Стреляла в том числе и из пистолета. Впрочем, особенно она не сопротивлялась, поскольку с раннего детства ходила на рябчиков вместе со своим отцом Владимиром Прокопьевичем. Жили они в таежно-заповедных местах, в селе Антоновка Чугуевского района, и хотя отец ее не был профессиональным охотником, в семье была вертикалка, которую Наталья освоила еще в школе. Оказалось, не напрасно, пригодились навыки и ей самой, и, как потом выяснилось, ее детям.
История, как и сами Низкошапские, об этом умалчивает, но сдается мне, что Наталья встретилась со своим будущим мужем Александром именно в тире. Учился он тоже на мехфаке, правда, курсом ниже, но это ему не помешало очень быстро стать перворазрядником. Вот такие достались родители Алене. Впрочем, до нее еще было далеко.
По распределению приехала молодая семья в Октябрьский район, а тут тоже оказалось полно фанатов стрельбы. Да не простых, а из самого всесильного партийно-исполкомовского районного руководства, которое в свое время и построило в Покровке очень взрослый тир на зависть всему краю. Строили-то, конечно, рабочие, но в те годы без настойчивости и некоторой оборотистости партийных лидеров просто невозможно было выбить фонды на стройматериалы. Потому и снимем сегодня перед ними шляпу, что тир этот трамплином стал для многих приморских спортсменов.
Они же, руководители, культивировали соревнования по стрельбе между трудовыми коллективами. В других районах на спартакиадах трудовой люд бегал, прыгал, а в Октябрьском еще и стрелял. Так-то. Ну, тут уж Низкошапские и вовсе оказались при деле. И потому задавать вопрос, с какой стати их подросший первенец, сын Владимир, увлекся стрельбой из винтовки, просто неуместно.
И уж совсем естественным был приход в тир Алены, появившейся на свет тремя годами позже, но ныне по спортивным титулам давно обогнавшей брата. Впрочем, Владимир, став перворазрядником и получив образование, с головой ушел в работу и большой спорт забросил. С Аленой получилось совсем иначе.
Впрочем, тир был не единственным местом, которое посещала Алена после школьных уроков. Она с успехом окончила школу искусств по классу хореографии, увлекалась туризмом, немного легкой атлетикой. Но истинным ее призванием стала стрельба из винтовки. Уже в 15 лет она стала кандидатом в мастера спорта и серебряным призером России. Тогда-то ее и приметили в спортивном клубе армии Хабаровска. У девочки явно проглядывалось большое спортивное будущее, и хотя ее первый тренер покровчанин Николай Мешавкин ничуть, видимо, не хуже хабаровских, но очевидно, что для большого спорта материально-техническая база местного спортивного клуба никуда не годилась.
Забегая вперед, просто для информации приведу некоторые суммы, которые надо выложить, чтобы отправить стрелка на международные соревнования. Костюм, в котором винтовочники выходят на рубеж, стоит более двух тысяч долларов США. За одну перчатку, на которую Алена кладет ложе оружия, надо отдать 100 долларов. А оружие? Если хочешь стать чемпионом, приготовь на покупку ствола не менее пяти тысяч долларов, а лучше десять. А ведь еще на соревнованиях и сборах надо спортсменов кормить. Покровка, не говоря уже о родителях, конечно же, не потянула бы расходов на воспитание и дальнейшее содержание чемпиона международного уровня.
- Здесь Алена стреляла из «Ижевки», «Урала», - рассказывает сегодня Наталья Владимировна. – Оружие, конечно, хорошее, но до германского качества недотягивает. А в Хабаровске база покрепче, а значит, и перспектив у дочери было побольше. Пару лет назад Алена заключила контракт с немецкой фирмой Anschuiz, которая производит экипировку для спортивных снайперов, включая винтовки, и теперь она стреляет из самого классного оружия, какое только может быть.
Но это сейчас, спустя пять лет, мать так легко говорит о хабаровской карьере дочери. А тогда надобыло принимать решение, отпускать ли 15-летнюю дочь, вчерашнюю выпускницу 8-го класса, одну в большой город, да еще и в другой край. Решились, хотя и туговато пришлось. Ведь было это в конце 90-х годов, когда специалисты сельского хозяйства, какими и являются Низкошапские, получали буквально гроши. А ведь для дочери надо было снять квартиру, кормить, одевать. Жила бы рядом, то вроде бы и несложно, но в Хабаровске...
Но выдюжили. Очень серьезная Алена и школу успешно окончила, и своих спортивных наставников не подвела. Но об этом чуть ниже. В марте этого года исполнилось ей 20 лет, и учится она теперь на 3-м курсе Государственной хабаровской академии экономики и права, будет промышленным менеджером. Живет с двумя девчонками в обычном студенческом общежитии, машины не имеет, да и вообще, как оказалось, спортивной стрельбой на хлеб не заработаешь.
Ректор академии, между прочим, так и заявил: будет учиться, пока стреляет. Впрочем, получает она раз в квартал стипендию губернатора Хабаровского края. Это где-то около тысячи рублей.
- Какие там деньги, - Наталья Владимировна всплеснула в удивлении руками, а Александр Николаевич с усмешкой махнул рукой. – В 2000 году, когда Алена на чемпионате Европы, проходившем в Чехии, в Пльзене, впервые стала чемпионкой и в лежке, и в стандарте, тренер достал из собственного кармана 100 долларов и подарил их Алене. Вот и вся премия. На пиво их дочь и потратила да нам привезла попробовать. Ничего хорошего, между прочим. А что до кормежки, то мы до сих пор машинами возим в Хабаровск картошку, всякие банки с соленьями и вареньем. Особенно с клубничным, которое Алена любит больше других.
Тут надо пояснить, что Низкошапские держат дачу недалеко от Покровки, и если спортсменку Алену на соревнованиях кормят-одевают клуб да немецкие фирмачи, то студентку Алену содержат родители. Разве что за учебу не платят, а так весь продукт идет из экологически чистого Октябрьского района Приморского края. Оно, конечно, своя ноша не тянет, и Низкошапские не жалуются, да только, видимо, что-то неладно в нашем отечестве, если чемпионку Европы вынуждены содержать родители.
За пять хабаровских лет Алена стала лидером среди винтовочников России. Причем выступает она как среди юниоров, так и среди взрослых, выиграв при этом массу соревнований самого различного уровня. Ее отец, Александр Николаевич, завел специальный блокнот, куда вносит все спортивные результаты дочери, иначе не запомнишь. Впрочем, сама Алена, по словам родителей, по-разному относится к тем или иным своим достижениям. К примеру, очень ценит победу на Кубке России по стрельбе из пневматической винтовки. Соревнования проходили в прошлом году в Ижевске, а кубок ей вручал лично Калашников, и для Алены это стало самым незабываемым впечатлением. Еще она просто гордится тем, что в марте этого года на взрослых соревнованиях в Краснодаре сумела «причесать» наших олимпийцев. Тогда она в лежке стала первой, в пневматике – четвертой, в стандарте – второй. И вот совсем свежий успех. Родители знали, что Алена улетела в Пльзень на чемпионат Европы, и с нетерпением ждали вестей. В первый раз Алена позвонила 23 июля и обрадовала: в лежке стала первой, выбила 597 очков из шестисот возможных. А в ночь с 26 на 27 июля в квартире Низкошапских раздался еще один телефонный звонок: Алена не могла скрыть радости, она и в стандарте стала первой, выбив 586 очков. И ее отец с удовольствием сделал еще одну запись в блокноте, на сегодняшний день пока последнюю.
- Что дальше? - спрашиваю родителей.
- Вообще-то Алена очень увлеклась своей профессией, - рассказывает Наталья Владимировна, - и говорит, что будет стрелять до тех пор, пока учится. Ведь этот спорт не кормит. Но ее самая заветная мечта – попасть на Олимпийские игры 2004 года. И не просто попасть, а взять их. Вот тогда мы и сказали бы, что она достойно завершила спортивную карьеру.
Что ж, удачи, несмотря на то, что выступает за хабаровский клуб, все-таки снайперу из Покровки Алене Низкошапской, которая, надеемся, со временем и на ниве менеджмента достигнет таких же впечатляющих результатов, что и в спорте.
Евгений Изъюров, «Владивосток», фото из семейного архива