Жители села Ачаир уже восемь лет требуют провести им воду и даже готовы платить за работу по рыночной стоимости. Один сельчанин уже поплатился жизнью за водопровод, но у районных властей и после этого не хватает сил заставить местных коммунальщиков, которые из принципа... отказываются от денег, выполнить свои обязанности
Маленькая мечта
Когда по дороге в Ачаир мы проезжали мимо роскошных коттеджей власть имущих близ Усть-Заостровки, невольно думали: вот оно, воплощение простой мечты любого человека. Так сказать, жизненная норма, которую демонстрируют нам слуги народа: вот, дескать, как мечты сбываются.
У жителей окраины села Ачаир тоже есть своя маленькая мечта: иметь в доме трубу с холодной водой. Девять семей борются за элементарные удобства уже восемь лет, но никак не могут убедить власть, что это их самая что ни на есть насущная жизненная необходимость.
- Наши дети по морозу воду таскают, обливаются, - возмущается Татьяна Кун, - а нас упрекают, что мы о комфорте печемся!
Встретившие нас мужчины и женщины были, что называется, на взводе. В борьбе за свою мечту уже погиб Андрей Шлегель: его засыпало горой земли в траншее, которую мужики, не дождавшись помощи коммунальщиков, решили копать своими силами.
- Мы столько сил, денег и нервов вложили в этот водопровод, - плачет его вдова Наталья Шлегель. - Муж мой погиб, трое детей сиротами остались. Но и теперь власть к нам равнодушна!
"Приходите завтра"
Мытарства девяти ачаирских семей тянутся с тех пор, как были построены их домики. Жильцы давно просили провести им воду, депутатам наказывали, но от них только отмахивались: дескать, в стране разруха, а вам воду подавай. Наконец люди, устав ждать милости от государства, решили своими силами и за свои деньги провести в дом живительную влагу. Ведущий инженер Речного филиала муниципального унитарного предприятия жилищно-эксплуатационного комплекса Омского муниципального образования (МУП ЖЭК) Иван Черников растолковал им, что и как надо оформить, от кого получить разрешение.
Сельчане с энтузиазмом взялись за дело: терпеливо обивали пороги разных инстанций, рыли подходы к своим дворам, закупали трубы, счетчики и так далее. Для семей с зарплатой в пятьсот(!) рублей выходило недешево: уже вложили в среднем по пять тысяч рублей, предстоят и еще расходы. Но чего не сделаешь для приближения заветной мечты.
- Кто корову, кто порося продал, - говорят ачаирцы, - а кто-то даже последние накопления вложил.
Наконец в сентябре все было готово! Осталось лишь прокопать траншею в триста метров от общей трубы до домов. Вот тут-то все и началось. За экскаватором пошли к ведущему инженеру Черникову Ивану Ивановичу. Деньги принесли - из расчета сто восемьдесят рублей за метр раскопок. Но Иван Иванович экскаватора не дал: то, говорит, завтра приходите, то на неделе, а то и вовсе беспокоить не велел.
- Мы все лето и осень трубы отопления латали, - сказал нам Иван Иванович, - занят был у нас экскаватор.
Эти слова граждан как током ударили.
- Мы же видели, как экскаватор простаивал, - возмущаются люди в один голос, - мы сами видели, как он калымить ездил мимо кассы.
- Нам тракторист сказал, - возмущается Наталья Шлегель вместе с односельчанами, - что если дадим тридцать тысяч ему на лапу, а не в кассу, то он все за один день сделает.
На тракториста и инженера написали жалобу главе администрации села. Иван Иваныч и тракторист все отрицали.
- Некогда нам "налево" работать, - говорил нам Иван Черников. - Врут они все!
Кто здесь врет, а кто лукавит, мы знать не можем. Факт, что никакие жалобы не помогли сельчанам.
- После этого инженер с трактористом в позу встали, - говорят жители Ачаира, - сказали, что из принципа теперь делать не будут.
Роковая траншея
В общем, поняв, что здесь каши не сваришь, пошли горемыки на поклон к трактористу в соседнее село. Тот от денег отказываться не стал - приехал, начал копать. Люди здраво рассудили, что инструктировать земляные работы, в том числе и для соблюдения техники безопасности, должен специалист, то есть работник ЖЭКа. Опять пошли к Ивану Иванычу.
- Он ответил, что людей у него нет, - говорит Анатолий Кун, - а сам он не может, потому что у него свинья поросится.
Делать нечего, вместо специалиста в траншею спустился Владимир Шлегель - растягивал по дну траншеи водопроводные шланги. Прокопать успели метров семьдесят. Дело было уже в сумерках, видимость плохая. Вдруг земляная насыпь сдвинулась с места - и обрушилась на Владимира. Откопали его уже мертвым...
- Это из-за халатности нашего ЖЭКа он погиб, - плачет уже который день Наталья Шлегель, - но даже теперь они ничего сделать не хотят.
Проблема еще и в том, что тракторист, видевший трагедию, теперь наотрез отказался работать: нервы не те. Когда мы приезжали в Ачаир, роковая траншея так и была разрытой: до конца еще море работы. И тарифы повысились: теперь уже триста рублей за один метр раскопок.
- Если сейчас недоделать, не закопать все, - говорят ачаирцы, - то и вода у всех замерзнет, и кто-нибудь еще, не дай бог, сюда провалиться может.
Денег нет - и не надо?
На девятый день после трагедии, справив поминки, мужчины и женщины пошли посмотреть, что происходит на собрании местного ЖЭКа. Сюда специально из Омска прибыл ведущий инженер МУП ЖКХ Омского района Валерий Первых. Речьшла о жуткой нехватке средств на текущие и капитальные ремонты, о невыплате зарплаты и так далее. Мужики не смогли сдержаться.
- Так мы же вам живые деньги предлагаем, - возмутился один из наших страдальцев Владимир Коротков, - а вы из упорства не берете!
Инженер из Омска уяснил ситуацию и пожурил своих подчиненных: дескать, что за амбиции? Велел он местным коммунальщикам взять деньги у сельчан и провести им водопровод. Сельчане говорят, что на собрании инженер Иван Черников пообещал все устранить.
- Ничего я не обещал, - упорствовал в нашей беседе Иван Иваныч, - нет у меня людей - и все тут.
Эти слова возмутили даже главу Ачаирской сельской администрации Софью Арефьеву:
- Я же сама слышала, как он на собрании пообещал выделить экскаватор и доделать водопровод!
На следующий день экскаватор словно нарочно сломался. Софья Степановна пожаловалась нам, что она хотя и глава администрации, но ничего не может поделать с Иваном Иванычем - такой вот дескать он человек.
Что бы там ни было, но и на пятый, и на десятый день после приказа непосредственного начальства из ЖКХ ничего с места не сдвинулось. Парадокс какой-то: хиреющий сельский ЖЭК, где люди получают мизерную зарплату с большими задержками, не хочет брать деньги за работу. Уже люди из-за этого гибнут, и никакая власть не может с этим ничего сделать! В самом деле - кризис власти местного масштаба.
- Я в очередной раз распорядился, чтобы доделали этот водопровод, - сказал мне в минувший понедельник начальник МУП ЖКХ Омского района Виктор Соловьев, - экскаватор уже чинят, завтра примутся за работу.
Что ж, посмотрим, что будет завтра: в силах ли начальство заставить своего подчиненного выполнять прямые обязанности? Иначе не видать девяти ачаирским семьям своей маленькой мечты. Останется лишь тихо завидовать власть имущим, глядя на расположенные неподалеку их благоустроенные коттеджи.
Александр ЛАБЫКИН, Оксана МИРОНОВА
Источник: Новое Омское слово "> Новое Омское слово