История Олимпийских игр изобилует ошибками и скандалами, когда медали спортсменам сначала вручали, потом — отнимали. Или делили по-братски пополам.
Самый памятный казус случился в Солт-Лейк-Сити. Тогда вовсю кричали о скандале. По праву принадлежавшая российской паре Елене Бережной и Антону Сихарулидзе золотая медаль была "распилена" надвое. Недовольные судейскими оценками канадцы Джеми Сале и Давид Пелетье обратились в спортивный арбитражный суд с просьбой присудить им второе золото. Разбирательство прошло довольно-таки быстро. В течение буквально четырех дней и различных пресс-конференций Международный олимпийский комитет вынес вердикт: выдать канадской паре второй комплект "золота", ссылаясь на преднамеренную необъективность французского судьи, которая ранее призналась в том, что поставила российскую пару на первое место под давлением неких темных лиц. Каких конкретно — неизвестно и по сей день.
Кстати, на счету спортсменов из кленовой страны это был уже не первый случай пересмотра судейских оценок. В 1992 году на летних Олимпийских играх в Барселоне Сильвия Фретчет в соревнованиях по синхронному плаванию получила серебро. Однако канадская федерация плавания незамедлительно отреагировала и обжаловала решение судей, потребовав, вручить Сильвии золото. В результате, правда, по истечении года МОК все-таки присудил канадке победу, признав ее второе место в Барселоне — судейским ляпом, произошедшим из-за опечатки на компьютере. Бразильский арбитр второпях нажал клавишу не с той цифрой. Как и в фигурной истории, синхронное золото также разломили пополам.
Правда американцы в свое время также столкнулись с судейским ляпсусом, но это было еще на заре современного олимпизма — во время первых зимних Игр во французском Шамони. Американец Андрес Хауген занял тогда четвертое место в прыжках с трамплина. И только спустя 50 лет после самих соревнований, справедливость восторжествовала. Спасибо норвежскому любителю спортивной статистики. Копаясь в пожелтевших подшивках газет и судейских протоколов, он обнаружил роковую ошибку. И долгожданную бронзу Хауген все же получил, правда, не в 33, а уже в 83 года. Но лучше поздно, чем никогда.
Еще один атлет нечаянно стал жертвой пресловутого допинг-теста на гемоглобин. На Зимних играх в Инсбруке в 1964 году Эрор Нантюранте победил в лыжной гонке. Однако допинг-тест, взятый у него сразу после финиша, показал, что количество красных кровяных телец в крови чемпиона было на 20 процентов выше, чем у остальных гонщиков. Перебор гемоглобина был налицо. Это красящее вещество крови находится в красных шариках, откуда может быть извлечено прибавлением воды, эфира, замораживанием и оттаиванием крови. Способность гемоглобина легко поглощать кислород играет важную роль при дыхании и связана с присутствием в нем железа. Чем выше уровень гемоглобина, тем проще спортсмен переносит физические нагрузки во время соревнований.
Обиженный чемпион клялся, что он чист — никакой химии в рот не брал. А повышенный гемоглобин у него с рождения. У него вся семья такая. Началась проверка за проверкой. За три десятилетия ученые протестировали двести членов рода Нянтюранте. И выяснили, что 50 из них, включая самого олимпийского чемпиона, родились с редчайшей формой генетической мутации. Спортивным чиновникам ничего не оставалось, как извинившись, вернуть чемпиону его законное золото...
Алексей ЗВОНАРЕВ,
"Независимое обозрение"