20.10.1982: самая печальная страница в истории "красно-белых" фанатов, и всего отечественного спорта
В Лужниках на трибуне "В" направо находится памятник — "Погибшим на стадионах мира". Холодным, промерзлым октябрьским вечером 1982 года десятки, а по неофициальной информации — сотни спартаковских фанов в считанные минуты погибли на злополучной лестнице трибуны "С" Лужников. Информация о том, что же в действительности произошло, долгое время не разглашалась.
"Черная тайна Лужников" - спустя 7 лет, в 1989 году в газете "Советский спорт" появился первый материал, приоткрывающий занавес над той страшной трагедией. Хотя и по сей день в этой "черной лужниковской тайне" осталось еще немало загадочных, белых пятен...
Спустя же 20 лет, в прошлом году на месте трагедии в "Лужниках" была проведена панихида. Почтить память погибших на стадионе собрались их родственники, болельщики, участники того матча — вратарь Ринат Дасае, полевые игроки Владимир Сочнов и Борис Поздняков, руководство спартаковского клуба. К памятнику погибшим пришли сотни людей, возлагали цветы...
...20 октября 1982 года московский "Спартак" в рамках розыгрыша Кубка УЕФА встречался в Лужниках с голландским "Хаарлемом". Тогда игрался последний матч международного сезона, и болельщики "шли" на "Спартак".
По информации "Советского спорта", в тот вечер было распродано лишь около десяти тысяч билетов — администрация стадиона посчитала, что все зрители вполне могут разместиться на одной трибуне — трибуне "С". Так и за порядком, мол, следить будет легче. Таким образом, для любителей футбола от снега была очищена только одна трибуна — восточная. Она и оказалась заполненной почти до предела.
...Ворота весьма средненького, по европейским меркам, голландского клуба до самой последней минуты были взяты лишь один раз. И вот подоспела последняя — 90-я минута матча. С ней начался уже новый отсчет времени — времени трагедии. Потом уже у Сергея Швецова — героя того матча — в беседе с одним из журналистов вырвется: "Эх, лучше бы я не забивал тот гол!.."
"Учитывая, что в те времена при входе на стадион милиция практически не досматривала болельщиков, на трибунах оказалось немало разгоряченных алкоголем людей, — замечает "РТР-Спорт". — И вот часть из них стала кидаться снегом и льдом, который не был до конца убран из секторов, в сотрудников правоохранительных органов. Милиция в свою очередь предпочла уйти из зоны обстрела и скрылась в подтрибунных помещениях, в качестве "мести", закрыв практически все железные ворота, через которые можно было покинуть арену. Когда до окончания встречи оставались считанные минуты, люди, замерзшие на морозе (температура воздуха в тот день была около -10 градусов), поспешили покинуть трибуну. Сомнений в исходе встречи ни у кого не возникало — "Спартак" вел в счете 1:0 и должен был довести игру до победы...
Приблизившись к единственным открытым воротам при выходе с трибуны, болельщики вдруг услышали, что на последних минутах матча что-то произошло. Действительно, это спартаковский нападающий Сергей Швецов провел второй мяч в ворота голландцев. Но, чтобы убедиться своими глазами, люди, двигавшиеся к выходу, неожиданно повернули обратно и столкнулись с другим потоком, направляющимся в сторону выхода..."
Тогда правоохранительные органы оказались совершенно не готовы к подобному повороту событий. К слову сказать, в ту пору все массовые мероприятия в СССР были строго регламентированы, эксцессы на них были исключены.
Но 20 октября 1982 года московская милиция демонстрировала полное бездействие и беспомощность. Никто не пытался контролировать запаниковавшую толпу, а единственная бригада скорой помощи, дежурившая на матче, никак не была в состоянии оказать помощи огромному количеству пострадавших. Другие же машины с медиками прибыли в Лужники только спустя час после трагедии...
В результате суд объявил главным виновником свершившегося коменданта Большой спортивной арены Панчихина. Панчихин проработал в этой должности два с половиной месяца, ему была определена мера наказания в полтора года исправительных работ. Дела тогдашних руководителей стадиона — Лыжина, Кокрышева, Корягина — были выведены в отдельное судопроизводство. Обвинительным приговором они не окончились.