Кастинг по славности звучания
Сквозь суету последних туров российского чемпионата проглядывает, как проталины из-под снега, новый сезон. Все труднее клубам сохранять тайну вокруг своих кадровых и организационных новаций. Все новые деньги заявляют о том, что отныне толстыми струями намерены течь в сторону футбольных бюджетов... Поддаются, в частности, обобщению разговоры об иностранном тренере.
Во-первых, забавляют попытки журналистов претендовать на авторство идеи, как будто приглашение специалистов без оглядки на государственную границу сродни открытию парового двигателя и может быть запатентовано. Но самое интересное – это, конечно, имена. Из кулуаров доносились самые звучные – и Луи ван Галя, и О"Лири, и Топмеллера... Наиболее предметный разговор был у ростовского президента Ивана Саввиди с румыном Ангелом Йорданеску. Ростовчанин – человек энергичный и крутой, что на слово, что на поступок; факт переговоров со специалистом подобного рода и уровня он, во всяком случае, признал первым. Разговор с Йорданеску у Саввиди не получился: румыну не понравились предложенные условия. Ростовский табакоторговец, содержатель местной футбольной команды, предложил румыну полмиллиона долларов в год плюс обильные премии за выигранные трофеи.
Полмиллиона – это только нам кажется, что деньги серьезные. В Питере примерно такие же деньги получает, к примеру, Властимил Петржела, а он ехал в Россию тренером относительно безвестным. В случае с Йорданеску, выводившим сборную Румынии в восьмерку сильнейших на чемпионате мира, а с клубом «Стяуа» игравшим в финале Кубка Чемпионов, деньги эти совершенно не достаточные. Согласия можно было бы ждать, будь румын ангелом не по имени, а по званию…
Президенту ЦСКА Евгению Гинеру сейчас особенно сложно. От разговоров касательно новых тренерских креатур он буквально шарахается и новых слухов не комментирует уже даже отрицательным образом. Гинера можно понять – подобные разговоры не могут быть полезны команде, которая ведет борьбу за золотые медали. Так что в данном случае отрицание переговоров вовсе не означает их отсутствия, тем более что в конце концов некий источник в сердце армейского клуба все же протек. Осведомленные журналисты сайта «Спорт Сегодня» выяснили у чиновника, что новый тренер будет из числа побеждавших в Кубке Чемпионов. И начали гадать, благо перечень таковых всегда под рукой. Первая из версий – Висенте Дель Боске – не вызвала ничего, кроме улыбки. Зато вторая – Артур Жоржи, – кажется, попала в цель. (Кстати, цепочка этих репортерских гаданий – иллюстрация профессионального подсознания: что у Дель Боске, что у Жоржи внушительные, смачные усы). Артур Жоржи выигрывал Кубок Чемпионов с "Порту"; тогда, кстати, в полуфинале португальцы прошли киевское "Динамо".
После того как имя Жоржи было произнесено, Евгений Гинер как раз и прекратил свои комментарии, а на следующий день в коротком интервью португалоговорящему россиянину Жоржи признал факт переговоров. И тоже замолчал…
Нам известно и еще одно имя – Невио Скала. Этот итальянец, который призван построить нечто капитальное на месте "Спартака". Ну после того как это самое место утрамбовал лихой водитель бульдозера – президент клуба Андрей Червиченко. Скала уже дает интервью, съездил на выездной матч "Спартака" в Кубке УЕФА – все говорит о том, что для Червиченко именно он главная желанная фигура.
И вот мы имеем два имени – Жоржи и Скала, а еще сумму, которую готовы потратить ростовчане на кого-то третьего, тоже не говорящего по-русски. На Ростов и остается, собственно, надежда, потому что первые два – славные пенсионеры.
Применительно к обоим остается масса вопросов о том, почему же в последнее время они не пользовались спросом. И ответы на этот вопрос, конечно, нас уже не интересуют – в конце концов в возрасте этих господ позволительно и не думать особенно на работе, а предаваться безобидным пожилым хобби, от выращивания цветов до выращивания внуков. Сами эти вопросы порождают следующий и главный: кто и по каким причинам выбирал именно их?
Оговоримся еще раз: возможно, ни тот, ни другой так и не появятся в России. Но это два имени, о которых мы знаем, что с ними велись предметные переговоры. Вернее, два человека… Да нет, в том-то и дело! Два имени. Кастинг проводился по славности звучания, иных аргументов не видно. Пять букв, вторая и последняя «а». Кроссворд, где в пустые клетки наугад вписывают имя будущего тренера.
А это, извините, уже не строительство светлого будущего через основательное настоящее. Кроссворд – он и есть кроссворд, заполнил – и переходи к следующему.
Между тем тренер не должен быть обязательно русским или иностранцем. Тренером должен быть такой человек, который вам подходит. По характеру, по игровой концепции, по послужному списку… И по цене, конечно. И искать его пристало не только на рынке безработных пенсионеров. Славных, но как-то подозрительно вакантных. Не было случая, чтобы национальный футбол в отдельно взятой стране поднимал такой вот контингент; нужны люди энергичные, которые через Россию намерены подниматься к новым, большим (ударение можно ставить произвольно) задачам. Такой тренерский кастинг – задача кропотливая, она для знатоков.
Подождем розовощеких ветеранов. Или тех, кто сменит их в амбициозных ожиданиях состоятельных президентов. Выйдет у них или нет – уже вопрос узкий, сугубо клубный. Потому что приглашение иностранного тренера – во-первых, не самоцель, а во-вторых, все же не идея. Это тенденция, и так будет. Дееспособные тренеры-иностранцы придут не рано и не поздно. В свое время.
Василий УТКИН ,
"ГаЗеТа",
17.10.2003
Источник:
Gzt.Ru