Георгий Ярцев, Принц Уэльский
Жребию не принято радоваться, скажут – недооценка соперника. Жребия не положено бояться; это, в свою очередь, чревато подозрением в пугливости, излишней тревоге и – не исключено! – преждевременной сдаче. Жребий полагается как бы не заметить; вроде как пошел дождь. Ну и что же, а вот мы раскрыли зонтик, взялись снова под ручку и, как ни в чем не бывало, продолжаем интересный разговор.
На чем мы остановились? Ах, да: Уэльс. Можно считать, что теперь на пути на Евро-2004 разыгрывается титул, причем вполне высокопарный. Если его победить, то внесший решающий вклад в победу – игрок или тренер – вряд ли отделается от прозвания Принц Уэльский. Впрочем, такое прозвание – не из тех, которых бегут.
Хороший соперник. Такой, какой и нужен, если серьезно. Валлийцев нельзя недооценивать – они, в конце концов, принадлежат к старейшей футбольной культуре. Мы еще и пешком под стол не хаживали, нас не то что в проекте не было – родители, можно сказать, еще не искали знакомства, а Уэльс уже играл силами национальной сборной с англичанами в 1879 году. И если нас до сего дня не особенно интересовало, как же так – столь почтенная команда, сборная Уэльса, практически не попадала в чемпионаты мира и Европы, то и теперь нам не следует этим увлекаться. Играть нам с ними не тогда, когда они не попадали, а сегодня.
Сегодня у Уэльса есть Райан Гиггз. Можно сказать – и только? Давайте проецировать подобные обладания на себя. У нас, между прочим, Райана Гиггза нет. У нас есть Мостовой, что немногим хуже – если вообще хуже; и можно вспомнить, какими бедами оборачивалось его отсутствие в сборной на некоторых отрезках ее жизни. Гиггз в большом футболе с семнадцати лет, и с первых дней взрослой карьеры играет за 'Манчестер Юнайтед'. Практически все то же самое время он и в сборной своей страны. То, что сейчас команда наконец-то увидела в нем ключевую фигуру, лидера и смогла подстроиться под это обстоятельство, определить его как собственный козырь, и есть одна из причин взлета валлийской сборной в нынешнем отборочном цикле. И нам тоже хорошо известны подобные метаморфозы. И у нас в сборной костяк из года в год меняется почти несущественно, а результаты прыгают. Это от того, что собственные сильные стороны мы то в состоянии, то не в состоянии использовать.
В успехах сборной Уэльса – а попадание в стыковые матчи, да еще в качестве неудачи (еще в сентябре валлийцы были лидерами своей группы и претендовали на попадание в участники Евро-2004 сразу), так вот – подобный результат и есть настоящий успех – принято видеть руку тренера. Марк Хьюз, бывший одним из лидеров 'МЮ' в те годы, когда на такие роли еще только выдвигался Райан Гиггз, сумел сплотить своих немногочисленных игроков, расставить их по местам. Причем многим эти самые места он заново нашел. Без Хьюза не было бы этой команды; верней, она была бы, но уж точно не в стыковых матчах сейчас. Была бы она в ожидании нового отборочного турнира, причем без особенной перспективы.
Забавно, но и в этой черте нашего нового соперника мы узнаем свою команду. И у нас пришел тренер, который вдруг все расставил по местам. И наш тренер вдохнул и сплотил. И без него мы тоже навряд ли сейчас занимались тем, чем занимаемся – считали бы расклады.
Вернемся к сути. Коль уж скоро в каждой существенной черте соперника мы узнаем себя, пора бы к разговору о себе и перейти. Потомучто такое сходство, во-первых, подразумевает примерное равенство, а во-вторых – мы и в дальнейшем не уйдем от параллелей. Сборная России, что радует, с Георгием Александровичем Ярцевым сделала две вещи. Во-первых, не выпала из борьбы за попадание на европейский чемпионат. Это радует и это определяет отношение к команде – молодцы, задача была непростой. Хочется вспомнить, что напрасно, может быть, мы не играли на победу в Ирландии. Но объективности ради, признав, что победить там было вполне возможно, скажем вдогонку честно: не время там было рисковать. Без той ничьей все остальное потеряло бы смысл почти наверняка, да и сложно рассчитывать нашей команде при самом вдохновенном руководстве на три победы в решающих матчах подряд.
Второе достижение нашего тренера – он определился с составом. Есть круг игроков, которых он решил использовать для достижения задачи, и его Ярцев придерживается пока неколебимо. Перед «грузинским» сбором даже разъяснил, что новых игроков не станет пока приглашать даже в том случае, если кто-то из имеющихся получит травму.
Рассуждая таким образом, Георгий Александрович немного напоминает человека, который только что в многолюдной комнате прямо на полу соорудил что-то очень хрупкое и тонкое; такой человек поднимает вверх руки и говорит что-то вроде: «Тихо! Не двигайтесь все, замрите!» Потому что малейшая тряска от переступа неосторожных ног может повалить всю конструкцию. Может быть, и вправду то единство, которого сборная достигла, те кривошипы и буравчики, которые, взаимно воткнувшись, делают ее монолитной и готовой к решению самых разнообразных задач, еще недостаточно надежны. Но даже если это и так, в канун стыковых игр – а им быть в ноябре, по окончании чемпионата – хотелось бы, чтобы тренер расширил круг привлекаемых игроков. Потому что в отличие от сентября и октября, когда наша сборная традиционно показывает внятный футбол, ноябрь – это уже финиш сезона. Думается, что далеко не все герои Ирландии и Швейцарии по определению подойдут к этим срокам в хорошей форме…
Наше нынешнее положение ведь специфично. У нас такой соперник, что изучать нам его надо, конечно, но куда большее внимание нужно уделить себе. Уэльс – что; британская команда на ходу – каждый футбольно образованный юноша нарисует на бумаге, как он играет. Опасна недооценка, но и переоценивать врага тоже не след. Важно, чтобы Россия к матчам с этим добротным врагом снова сумела собрать все то, чем богата. А богатства у нас не так много, чтобы можно было позволить себе чего-то не заметить и забыть дома. Сила Ярцева в том и содержалась, что после запутавшегося в кадровых новациях Газзаева он посмотрел на весь кадровый ресурс отечественного футбола свежими глазами и нашел как раз тех, кто реально был сильнейшим в тот момент. Сумеет ли он с той же свежестью и непредвзятостью, странным, почти алхимическим составом одновременно консерватизма и риска глянуть на российских игроков в середине ноября?
Сумеет – точно будет ждать его новое прозвище. Его – или кого-то из им отобранных. Может, Булыкина, а может, Кержакова – пора же ему когда-нибудь забить самому. Потому что задача сборной России – именно показать, на что способна она сама. Уэльс – не загадка. Мы сильнее. Не пройдем – не за что будет себя простить.
Василий Уткин
"ГаЗеТа"
14.10.2003
Источник:
Gzt.Ru