Чуть меньше года остается до истечения срока коллективного соглашения между владельцами клубов НХЛ и выступающими в этих клубах хоккеистами. Пока все идет к тому, что эта дата станет самой черной в истории заокеанского хоккея.
Ледовые спецы-оракулы все чаще, воздев очи горе, произносят с мистическим придыханием зловещее слово "локаут". Проще говоря — забастовка. Бастовать собираются игроки. Все дело, как обычно, упирается в деньги, будь они трижды неладны.
В НХЛ сложилась сегодня классическая революционная ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят. Верхи — это хозяева клубов, заявляют, что больше не могут платить игрокам таких космических зарплат. Иначе, плачут в жилетку общественности толстосумы, клубы просто обанкротятся и вылетят в трубу. Сегодняшний город хоккейного солнца завтра превратится в трухлявые руины.
Поэтому, призывают боссы, игроки должны не шлемами о лед стучать, а затянуть потуже пояса и мужественно встретить неизбежный секвестор их жалования.
"А это видали! — Молодецки гоготнув, пролетарии конька и клюшки суют под нос опешившим хозяевам увесистый кукиш. — Скорее лед в Антарктиде растает, чем мы согласимся пойти на попятный..."
Так видится ситуация в немножко огрубленном виде. Пока оппоненты обходятся без резких движений. Обе стороны, напротив, заявляют о горячем стремлении избежать срыва сезона 2004/2005 годов. Так, президент Ассоциации игроков НХЛ Тревор Линден заявил, что он настроен весьма оптимистично в отношении заключения нового коллективного соглашения, регулирующего ключевые, в том числе финансовые, отношения между хоккеистами и их хозяевами. "Все зависит от позиций двух сторон, — сказал нападающий "Ванкувер Кэнакс". — И я надеюсь, что грядущий сезон не будет сорван, хотя подобная возможность, увы, остается..."
Однако, как только речь заходит о принципиальных позициях, дипломатические реверансы отбрасываются прочь. В голосах оппонентов вместо примирительных ноток начинает воинственно звякать металл. Все указывает на то, что хоккея болельщики в будущем сезоне не увидят очень. Многие специалисты считают, что локаут не просто неизбежен, но более того, может продлиться более двух лет.
Все дело, напомним, в деньгах. Точнее — в тех гонорарах, которые получают профессионалы за свой, как у нас прежде писали, "каторжный" труд.
Гонорары эти за последние несколько лет поднялись, как тесто на дрожжах. Вот цифры. Если в сезоне 1994/1995 гг. среднестатистический показатель в этой области составлял 773 тысячи долларов США в год, то нынче каждый хоккеист, входящий в основной состав, получает в среднем уже 1 миллион 790 тысяч долларов.
За считанные годы сумма подскочила аж на целый миллион. Неплохая, однако, прибавка к жалованию. Вполне логично, что владельцы клубов хотят внести в новое коллективное соглашение положение о контроле над ростом доходов хоккеистов. Установить так называемый потолок.
Логика боссов проста: если хоккеисты не захотят делить прибыль, бизнеса не будет. Лига перестанет быть выгодным предприятием, а без этого она не сможет выжить.
Однако, также логично, игроки отвергают саму идею введения каких-либо "потолков" на причитающиеся им денежные суммы. Ограничительная система, по словам все того же Линдена, уже работает и без всяких ее официальных документальных подтверждений. Все решает хоккейный рынок, который "сам диктует, сколько стоит тот или иной хоккеист".
В этой связи он привел красноречивые примеры, когда нескольких известных игроков, получив статус "свободного агента", не смогли подписать с клубами контракты именно из-за слишком высоких финансовых аппетитов. "Таким образом, — констатировал Линден, — каждый хоккеист зарабатывает ровно столько, сколько захочет ему платить клуб. Поэтому вводить какие-то искусственные ограничители совершенно ни к чему".
Последние слова вожака ледовых гладиаторов обозреватели расценили, как еще одну перчатку, брошенную в лицо хозяевам клубов. А раз так, заключают они, локаут неизбежен. Такая тихая разновидность хоккейной войны. Война есть война. Все знают, когда она начнется, но никто не знает когда, а главное — чем она закончится...
Алексей ЗВОНАРЕВ
Источник:
"Независимое обозрение"