Ислам против терроризма: чья возьмет?

Терроризм — один из вызовов, который несет современная действительность. Он особенно опасен тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозным фактором, в частности, исламским, используя вырванные из контекста айяты Корана. Однако терроризм и ислам — это в корне противоположные и взимоисключающие друг друга явления. Тем не менее, именно с исламом сегодня ассоциируют международный терроризм, разжигая тем самым национальную рознь и религиозную нетерпимость.
Проблеме терроризма и религиозного экстремизма, а также другим, не менее актуальным вопросам национальной безопасности была посвящена прошедшая 22 сентября 2003 года в Москве научно-практическая конференция, организованная Советом муфтиев России совместно с Духовным управлением мусульман Оренбургской области и ассоциацией мечетей России. Конференция, прошедшая под девизом "Веротерпимость — основа процветания многонациональной России", была приурочена к 230-летию выхода "Указа Правительственного Синода о терпимости всех вероисповеданий" и к 215-летию учреждения Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.

Конференция собрала глав традиционных религий России (мусульман, православных, католиков, иудеев), представителей структур власти (полномочных представителей Президента в федеральных округах, Администрации Президента, политиков, депутатов Госдумы), предствителей посольств зарубежных стран и т.д.

В выступлениях практически всех участников конференции рефреном звучала одна фраза: пора положить конец религиозной нетерпимости. Председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и руководитель Ассоциации мечетей России муфтий Исмаил Шангареев, отметили тот факт, что сегодня мусульманские организации действуют в условиях наибольшего благоприятствования со стороны государства, переживают принципиально новый этап осударственно-исламскийх отношений. Значимость исламского фактора при решении общественных вопросов уже осознается на государственном уровне и ярким свидетельством тому стала инициатива Президента РФ В. Путина о вступлении России в Организацию Исламская конференция. Тем не менее, отмечалось в докладах, остаются проблемы в обеспечении свободы вероисповедания мусульманам. В отдельных регионах местное законодательство противоречит федеральному, под предлогом борьбы с экстремизмом чиновниками создаются препятствия в деятельности мусульманских общин.

Причины подобных проблем кроются прежде всего в том, что сегодня именно ислам преподносится как первопричина существующих социально-экономических и политических проблем. В результате в общественном сознании складывается негативное отношение к исламу и мусульманам, что не может положительно сказаться на состоянии национальной безопасности. Страна, раздираемая изнутри противоречиями, ослабевает как государство, становится лакомой добычей для внешней агрессии.

К сожалению, повод для этого дают как СМИ, так и политики всех мастей. Причем зачастую это делается не специально, а от элементарного незнания темы.

К примеру, есть два слова, произнеся которые можно одновременно запугать и вызвать бурю негодования — это "джихад" и "шахид". Спроси любого прохожего на улице — и он ответит, что "джихад" это война с неверными, а шахид — это террорист-смертник. Более того, практически также трактуют эти термины и многие молодые мусульмане, не подозревая, что такая трактовка, не более чем вырванная из контекста фраза, выдаваемая за непреложную истину.

"Шахид обладает перед Аллахом семью отличительными качествами: ему прощается с первой каплей крови, он видит свое место в раю, он украшается одеянием веры, ему будут даны в жены семьдесят две гурии, он будет избавлен от наказания в могиле, он будет спасен от ужаса Судного дня, его голова будет увенчана короной благородства, каждый из камней которой дороже жизни сов семи её прелестями...". Вот такая судьба ожидает будущего шахида и не случайно является заманчивой перспективой для многих мусульман. Однако не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что дословно, шахид — это воин, пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью. Применяя эту терминологию, отечественные политики и журналисты, сами того не подозревая, выдают теракты за мученическую смерть во имя веры.

Таким образом, потенциальным лжешахидом может стать любой мусульманин, соблазнившись на будущую жизнь в раю. На самом же деле им уготован совершенно противоположный исход. Пророк Мухаммад говорил: "Вы не должны убивать ни ребёнка, ни женщину, ни дряхлого старика, ни поклоняющегося, который находится в своей келье". Это значит, что ислам разрешает убивать лишь тех, кто сам убивает, сражается и нападает на мусульман. Исходя из этого, подобные действия, жертвами которых становится мирное население, являются величайшим преступлением и прегрешением против основ шариата. По сути, террористы-смертники являются обычными самоубийцами, обреченными на вечные мучения в аду.

Не менее ошибочные представления существуют и о джихаде. Само по себе слово "джихад" переводится как борьба, приложение всех возможных усилий. Имеется в виду приложение всех усилий не только в деле борьбы с неверием, а также используется для обозначения таких понятий, как борьба с собственной душой, борьба с шайтаном, то есть противостояние сомнительным удовольствиям, помощь своим родным и т.д., а не сводится только лишь к вооруженной борьбе.

Однако заявления с представителей власти и СМИ с высоких трибун, с экранов телевизоров, со страниц газет о террористах, как о воинах ислама, достигают совершенно противоположной цели, поднимая антиисламские настроения, запугивая людей, тем самым играя на руку бандитам.

И быть может именно такие встречи как прошедшая конференция будут способствовать более глубокому анализу в рассмотрении этой сложной темы. Тем более, что даже на таких встречах нет-нет, да проявится какой-нибудь провокатор.

В перерывах на столах участников конференции появились красочные буклетики с красноречивым названием "Как достичь мира соблюдая права человека. Руководство", изданное церковью сайентологов. Возмущенные проявлениями терроризма, авторы буклетика, ссылаясь на международную организацию "Хьюман Райтс Уотч", считают, что "этническая и религиозная принадлежность является причиной систематических нарушений прав человека и конфликтов, разжигаемых, во многих странах на планете...". Панацеей же от всех бед они считают... Всемирную декларацию прав человека. что стоит за этим заявлением и чем это обусловлено — тема для отдельного разговора.

Кроме того, распространялась продукция организации "Ватан", стоящей на позициях ярко выраженного, хотя и закамуфлированного под демократические свободы, национализма. Во всех бедах татарского народа "Ватан" обвиняет Ивана Грозного, захватившего Казанское ханство; Сталина, истреблявшего как самих татар, так и татарскую культуру; а также современных российских политиков, являющихся продолжателями кровавых традиций царской России и сталинизма.

Словом, религия, являющаяся неким цементирующим слоем в построении и сохранении общества и государства, может также стать оружием в руках экстремистов, преследующих собственные, далеко не самые благие цели.

В заключение хочется привести одну притчу об истинной дружбе.

Праведный халиф Омар, как-то гуляя за пределами своего дворца, случайно набрел на компанию людей, заявивших ему, что они составляют тесное содружество и братство.

- А как вы относитесь к имуществу друг друга? Бывает ли так, что вы расходуете имущество и деньги без ведома того из вас, кому они принадлежат? — спросил халиф.

- Каждый из нас тратит только свое. О золоте и серебре друг друга мы ничего не знаем и не хотим знать, — отвечали ему люди из этого "содружества".

Халиф Омар задумался над услышанным и потом сказал:

- Дело у вас неладно, и об этом свидетельствуют ваши речи. Вы лишь тогда сможете считать себя близкими в сердце, когда будете без всяких недоразумений пользоваться золотом и серебром друга так, чтобы и заботы и деньги не были у вас врозь, чтобы не было у одного из вас огромных богатств, а другой в это же время нуждался в теплой одежде. Все у вас должны быть равны — и богач, и бедняк, и чтобы не было у одного золота и серебра больше, а у другого меньше. Вот тогда вы станете истинным братством людей.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/90/364/10955_terrorism.html

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить