Через год Рите Илларионовне Чернявской исполнится 80 лет. Трудную и одинокую прожила она жизнь. В школе училась только два класса — из-за травмы головы в детстве плохо воспринимала учение. Её первая и единственная любовь закатилась во время войны, когда суженый погиб на фронте. Всю жизнь трудилась на самых черных неквалифицированных работах, а родители опекали, пока живы были. И всякие там перестройки, реформы прошли мимо её блаженного сознания. Осталась все такой же доверчивой и отзывчивой.
Зато другие весьма трезво оценили её единственное достояние — однокомнатную квартиру в центре Владивостока на шестом этаже 9-этажного дома. Оценили они и состояние пожилой почти безграмотной женщины. Рита Илларионовна даже не насторожилась, когда к ней во дворе дома подошла с расспросами незнакомая женщина. Первый её вопрос был: "Вы одна?". Потом повадилась в гости ходить — оказалось, в одном доме живут, только в разных подъездах.
Вскоре новая знакомая — Валентина Сероштан — попросила бабушку Риту показать ей ордер на квартиру, а рассмотрев его, как бы машинально положила себе в карман. Когда Рита Илларионовна обнаружила пропажу ордера, та беспечно махнула рукой: потеряла я его, где-то в машине закатился, может, потом найдётся. Но потом у неё новая идея возникла: надо менять Рите Илларионовне паспорт. Хоть и обходительная была эта нежданная благодетельница, все подкармливала да одаривала, ныло сердце у старой женщины, не хотела отдавать свой паспорт, приговаривала: не забудь прописать меня здесь.
Но отдав свой паспорт сердобольной знакомке в конце 2001 года, Рита Илларионовна все же забыла потом напрочь об этом, тем более, что заботы о ней резко усилились. Даже в машине возили зачем-то в ЖЭУ. Там Валентина сунула паспортистке увесистый сверток, та благодарила, без очереди принимала. А когда Чернявскую просили что-то там подписать, эта доверчивая душа подписывала даже не глядя.
Потом помощь пошла на убыль, а тут и соседка напомнила про паспорт почти через полгода: забрать уж надо бы. Тогда Валентина Сероштан захлопотала и вскоре направила бабушку Риту в милицию за паспортом. В этот же день, разглядывая новый паспорт, Валентина посоветовала никому его не показывать. О новом адресе прописки Рита Илларионовна даже не подозревала, пока через месяц Валентина вдруг не расщедрилась и не привезла ей маленький черно-белый телевизор и двухконфорную плиту. Тут дочка Валентины, помогавшая матери с подарками, и просветила Риту Илларионовну, махнув рукой: "Там твоя квартира будет!"
Тогда и обнаружилось, что в новом паспорте вместо привычной прописки в родной квартире стоит совсем чужой адрес, всем известная малосемейка на Снеговой, именуемая народом "бомжатник". Повезла Риту Илларионовну Валентина смотреть новое жилище, и тут она совсем расстроилась: "Не буду я здесь жить!"
А Валентина "успокоила" бедную женщину: "Живи пока в моей квартире. Будет машина, я тебя перевезу". Это она квартиру старой женщины уже своей называла. 19 июня после пятилетней разлуки приехала, как снег на голову, давняя подруга Риты Илларионовны — Нина Акимовна, которая застала её на чемоданах и всю в слезах.
— Что случилось?!
— Меня обманули, — еле смогла произнести Рита Илларионовна.
Возврат подруги и спас пожилую женщину от насильственного выселения. Тут же сходили к прокурору, попросили наложить арест на все действия с квартирой. Стали хлопотать через суд. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы признать недействительной столь ловко провернутую сделку, надо признать сначала Риту Илларионовну недееспособной. Тут у врачей-психиатров никаких сомнений нет, действительно, недееспособна. И суд Первореченский подтвердил, но краевой суд послал дело на новое рассмотрение: то подпись врача не там стоит, то вместо "недееспособная" стоит "невменяемая".
Все же будем надеяться, что правосудие не станет на сторону мошенников и вернет Рите Илларионовне её квартиру, в которой она прожила уже 30 лет. Она хорошо помнит, как получила эту прекрасную квартиру. Тогда к приезду Брежнева сожгли возле дороги на его пути все старенькие халупы, а их хозяева стали счастливыми новоселами. И вырвать Риту Илларионовну из этой квартиры — как корни оборвать у растения. В другом месте ей просто не жить.
Светлана Алферова
Источник: "Арсеньевские вести"