Так, может, с этого и стоило начинать?

Интересно, если Невио Скала приедет в Москву, он из пышного букета автомобильных марок, которые предлагает наш рынок, опять, как в Донецке, выберет "Ниву"? Или уговорят-таки новые работодатели итальянца, что в России портить вид клубных стоянок такими машинами как-то не принято? Ну, хочется внедорожник-так мало их у нас, что ли! Любого размера, с любыми наворотами, мигалками, номерами и пропусками. А то перед людьми неудобно, честное слово...

Но Скала собирается в Москву не состязаться со здешними коллегами крутизной автомобиля. Во-первых, для этого не нужно ехать в такую даль — он за свою жизнь заработал достаточно, чтобы позволить себе любую модель. А во-вторых, на том уровне, на котором живет и работает Скала, в Европе доказывать свою крутизну давно привыкли не цацками вроде мигалок на крыше.

Так что вполне возможно, что скоро по садово-огородным хозяйствам в окрестностях Тарасовки начнет разъезжать скромный российский вездеходик, владелец которого будет со знанием дела интересоваться методикой выращивания смородины и редиски в Подмосковье, как недавно интересовался ходом работ на тучных украинских нивах. Хотя и не за этим, конечно, собирается в Москву Скала, как бы ни тянуло его к земле. Да и почвенно-климатические условия в районе Ярославского шоссе куда дальше от итальянских, чем украинские, так что опыт мытищинских аграриев Скале сгодится вряд ли.

Россия, думаю, маститого итальянского специалиста привлекает совсем другим. Конечно, материальный фактор сбрасывать со счетов не следует: тороватый крестьянский сын в беседе с Андреем Червиченко наверняка этот вопрос не обошел, а президент "Спартака" не зря за день до вылета в Милан заявил в интервью "СЭ", что готов "удовлетворить личные условия любого тренера в мире". Но тренеры масштаба Скалы, как правило, не шабашники, готовые ехать куда угодно за длинным евро. Помимо денежного нужен и профессиональный интерес, сверхзадача под стать репутации, ценимой на этом уровне не меньше банковского счета.

В "Шахтере" такая сверхзадача была: вывести "вечно вторых" в первые, что Скала и сделал быстрее, чем ожидалось. В "Спартаке" сверхзадача, пожалуй, сложнее: вернуть "вечно первым" утерянное. Сложнее потому, что поднимать команду на вершину (а на меньшее Червиченко не согласится — иначе зачем огород городить?) предстоит не со второй, а с гораздо более шаткой позиции. Крепкий, укомплектованный клуб с налаженным хозяйством — это о тогдашнем "Шахтере", но не о сегодняшнем "Спартаке".

Сложнее и потому, что желающих (а главное, способных) подставить ножку в России побольше, чем на Украине. Там Скала как-то посетовал на то, что в украинском чемпионате не хватает команд, способных на большее, чем время от времени "пощипывать" лидеров. Здесь недостатка в конкурентах не будет — впору вспомнить итальянский и германский этапы карьеры.

Но легкой жизни приход Скалы не обещает и "Спартаку" - от Червиченко до последнего дублера. Президенту придется иметь дело с человеком, который привык быть хозяином в своих командах и который, будьте спокойны, до запятой выверит и условия работы, и последствия, которые может повлечь для клуба ее досрочное завершение. Футболистам — стренером, который убежден, что основной состав — не 11, а 22 — 23 игрока, и, едва переступив порог тарасовской базы, забудет, что когда-то мечтал купить Титова для "Боруссии" и купил Ковалевски для "Шахтера".

Тем не менее "Спартак" готов стать испытательным полигоном антикризисной операции, на которой еще год назад "СЭ" настаивал применительно к сборной России. Шаг, достойный уважения. И способный, несмотря на дороговизну избранного варианта, принести куда большую отдачу, чем все беспорядочные затраты недавнего дозаявочного периода. Так, может, с этого и стоило начинать?

Борис БОГДАНОВ

Источник:
"Спорт-Экспресс"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить