Существуют пророчества, в том числе библейские, что “в конце времен” или на их стыке придет время лжи. Сегодня многие считают, что начало конца уже наступило. А стык времен обозначает, видимо, переход из второго в третье тысячелетие. Но разве люди только и делают, что лгут друг другу? Бывает, конечно, но ложь существовала испокон веков… Так наступило ли оно, время лжи? Если наступило, чем оно отличается от прежних времен, где царствовала не только правда? А может, до него еще далеко или оно вообще никогда не наступит?
Увы, время лжи наступило. Причем время великой лжи. И способствовал этому гигантский всплеск коммуникационных технологий. Пресса, радио, телевидение, Интернет сделали информацию легко- и общедоступной. Информация стала самым современным и самым прибыльным бизнесом, она продается за деньги, порой за очень большие.
Простые смертные покупают ее, подписываясь на газеты и журналы, приобретая приемники, телевизоры, спутниковые тарелки, компьютеры и программное обеспечение, а также время доступа к всемирной сети Интернет.
Книги и газеты существуют не первый век, и всегда они продавались и покупались. Что же изменилось сейчас, когда к ним прибавились новые продукты современных технологий, ведь пользоваться последними достижениями техники удобно и приятно?
Нет, мы не ретрограды, отрицающие прогресс. Дело в другом. Влияние, которое оказывает информация, распространяемая с такой легкостью и практически мгновенно достигающая миллионов, миллиардов потребителей, огромно. И это — самое ценное и, соответственно, самое дорогое ее качество.
Владеющие информацией воистину владеют миром. Они отпускают информацию порциями, дозами, перемежая ее тем, что людям хотелось бы услышать, или тем, что этим властителям мира хотелось бы им внушить.
В Начале было Слово.
В Конце, очевидно, тоже преобладает слово, но совершенно иного свойства. Слово может посеять панику, может разжечь конфликт, способный перерасти в войну, может заставить людей покинуть свои дома, может внушить желание покупать именно этот товар и т. д.
Незаметно произошло так, что наряду с информацией заинтересованные лица дорого платят и за дезинформацию. Реклама существует давно. Полистайте старые газеты: там много объявлений о медицинских услугах, о парикмахерских салонах, о булочных и кондитерских. Казалось бы, сейчас — все как раньше, только с поправкой на время. То же, да не то.
Асы рекламного бизнеса не скрывают: много и широко рекламируется, как правило, никчемный, ненужный или некачественный товар. Нормально такой товар продать нельзя. Надо убедить народ, что это необходимо, модно или престижно, то есть обмануть, “охмурить”, “втюхать” и т. д. Как? Очень просто. Плохое или никакое назвать хорошим.
И прежде были недобросовестные купцы, скажете вы. И будете правы. Но сам масштаб обмана увеличился благодаря новым средствам массовой коммуникации и информации, многократно. Тем самым страшно увеличилось количество лжи и того зла, которое она приносит.
Самый печальный пример — реклама лекарств и всяких чудодейственных средств. Слушаешь сладкие речи, смотришь на похудевших и излечившихся, и думаешь: отчего при наличии таких волшебных препаратов так много больных людей вокруг?
Присмотришься внимательнее. Вот молодая дама, которая сначала растолстела, и ее, бедную, бросил муж. Она применила замечательно действенное средство, похудела, и муж вернулся: она его, конечно, поняла и простила. Только одна и та же дама в одном и том же рекламном ролике почему-то то из Выборга (под Питером), то из Мытищ (под Москвой). Значит, это актриса. Ничего противоестественного в том, что в рекламных роликах снимаются профессиональные актеры, нет. Но ведь, указывая конкретный адрес, “косили” явно под правду. Зачем? Неужели реально похудевших не оказалось? Что, ни одного?..
Печальна и ставшая общим местом дежурная фраза, сопровождающая практически каждый недешевый товар или дорогое лекарство: “Всего столько-то долларов”. “Всего”? Дорогое сознательно выдается за дешевое, потому что дорого или дешево — это не абстракция, это, знаете, кому как. А уж если обобщать, так плясать надо от сумм пенсий и мизерных зарплат, именно на такие “бешеные” деньги живет большинство граждан нашей страны.
Еще о лекарствах. Многие из них стоят на самом деле не дороже цемента. Но бизнес на страданиях людей весьма прибылен, поэтому граммы спрессованного в таблетки химического порошка продаются на вес золота.
Где здесь правда?
Кто-то из писателей, кажется Владимир Чивилихин, назвал телевидение жевательной резинкой для глаз. На примере этого самого выдающегося средства масс-медиа видно его очень странное влияние на умы. Почему-то люди, часто мелькающие в телевизоре, считаются знающими специалистами, отцами нации, талантливыми артистами и т. д.
Сегодня гений, не попавший на экран или на газетные полосы, гарантированно умрет невостребованным и безвестным. И журналисты не избежали болезненного синдрома псевдозначимости. Почему “псевдо”?
Сейчас многие молодые люди не прочь сделать карьеру телеведущего. Потому что это не только престижно, но и хорошо оплачивается. Но чем, скажите на милость, этот труд сложнее и дороже труда учителя, врача, водителя трамвая, слесаря и т. д.? Разве знать буквы и уметь вслух читать с монитора — такое уж выдающееся достижение?
На юбилее одного телеканала один из ведущих, искренне убежденный в собственной правоте, собственной незаурядности и собственной скромности, объяснял, что за то, что на него смотрят миллионы, он и получает большую зарплату: надо одеваться, чтобы соответственно выглядеть и вообще…
Странная логика. Неужели школьной учительнице на работу одеваться не надо и можно явиться в класс голышом? Тут вспомнился юбилей диктора Валентины Леонтьевой, на котором она рассказывала, что в начале карьеры у нее было одно-единственное приличное платье, которое она надевала, то застегнув, то расстегнув воротничок, а иногда, для разнообразия, и задом наперед. И ничего, на содержании новостей это не отражалось.
Сегодня же многие телепрограммы заканчиваются странной фразой о том, что ведущие одеты в костюмы такого-то бутика или дома мод. Правильнее, более по-русски, было бы говорить, что рекламируют их. Не в трусах и майках же, в самом деле, они являются на столь высокооплачиваемую работу.
Уже есть примеры создания виртуальных телеведущих при помощи компьютерных технологий 3D-мах. Изображение на экране весьма точно имитирует живого человека, более того, многие зрители даже предпочли 3D-модели живым людям. Возможно, со временем эта технология совершенно вытеснит людей с экрана, так как любимые виртуальные ведущие не уйдут на другой канал, не постареют и т. д.
Но и настоящим телезвездам не- стоит обольщаться. Настоящих не много. Лишь некоторые самостоятельны и индивидуальны. Многие — просто живые куклы, произносящие написанные кем-то тексты, играющие написанные кем-то роли, являющие зрителям созданные кем-то (от сценаристов до визажистов) образы.
И вообще ореол вокруг этой телевизионной профессии во многом надуманный, то есть ложный. Кастинг ведущих, который проводит сейчас “Взгляд”, свидетельствует не только о демократичности ведущего, но и о том, что обычные люди с улицы вполне с такой работой справляются. Вы согласны?
Имиджмейкеры и политтехнологи — специалисты, рожденные в XX веке. Их прототипы были, конечно, и раньше. Но пика востребованности они достигли сейчас. Кроме плюсов, которые очевидны, в работе таких специалистов много того, из чего и складывается наше время лжи.
Допустим, есть человек, решивший попасть во власть. Правда, лицо у него дегенеративное, вполне отражающее предел его умственных возможностей. И манеры жуликоватые, и взгляд бегающий, и…
Но если вложить кругленькую сумму, тебе подберут прическу, переделают челюсть, поправят веки и поменяют цвет глаз. И научат, как казаться умным, благородным, порядочным и располагать к себе людей. Казаться, но не быть. То же самое с политиками. Политтехнологи проводят их предвыборные кампании. Причем братание с народом заканчивается буквально на следующий день после избрания. Спичрайтеры пишут им тексты, которые те читают с выражением. Появляясь на людях, политики говорят то, что должны говорить, ведут себя так, как должны, потому что все — спектакль (сценарий, режиссер, художник по костюмам и декоратор, парикмахер, визажист и проч.).
Кто из политиков против народа? Никто. Все говорят одинаковые замечательные слова… Поэтому невозможно не только отличить правду от вранья, реальное положение дел от намерений, но даже оппозицию от тех, с кем она в конфронтации.
Пророки утверждают, что время лжи наступит в начале Конца. Похоже, оно наступило. Но, может быть, если осознать это, можно в самом начале остановиться или свернуть с этого последнего пути?
Татьяна Богданчикова, Inworld.narod.ru