"Зачем охотиться на тигра, когда вокруг полно овец" (из листовки движения "Хамас")
Рушащиеся башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне, рухнувшие многоэтажки на Рублевском шоссе и в Волгодонске, взрывы на рынках, вокзалах и стадионах... Ещё недавно это было не с нами, ещё недавно это к нам не относилось. Мы ещё толком не успели осознать, что живем уже в другом мире. В мире, где и так уже не многого стоящая человеческая жизнь обесценилась до порога мнимых величин.
Ещё до терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне мы жили в каменных джунглях. Мы, если не знали, то подозревали, что можем стать объектом нападения и жертвой убийства. Но для этого должны были быть "причины" - опасный район и темная ночь, вызывающие преувеличенное внимание богатые вещи и машина, слишком короткая юбка и слишком длинные ноги. Нам с детства помогали собрать комплект "Чего делать нельзя, чтоб не стать жертвой преступления". И жители больших городов всего мира прекрасно знают этот кодекс и по мере возможности соблюдают его. Да, кому-то случается оказаться в неподходящее время в неподходящем месте, но исключения только подчеркивают правила. В общем, в лесу — как в лесу!
Но случилась беда — джунгли оказались на краю действующего вулкана и в них завелись бешеные волки, убивающие без разбору и причины — просто чтоб заявить о себе. Убил и умер — сразу в рай! Безопасности не осталось. Всё! Новый мировой порядок!
Америка — страна неизмеримого военного могущества. А могущество рождает самоуверенность. И на самом деле США охраняло не подлинное военное могущество, а страх перед ним. Только военная мощь как была — так и осталась. А 6000 человек умерли в горящем Торговом центре. Причем многие из них умирали страшно — зная что умирают и, оставляя слова прощания на автоответчиках, кашляя в сотовые телефоны в горящем небоскребе. Поистине, гримаса цивилизации: не было бы сотового — не было бы прощаний. А так родные и близкие ещё годы и годы будут слушать эти слова, этот страшный кашель задыхающихся невест и сыновей, грохот рушащегося здания. 11 сентября убили не 6000. Убили всех их родных и близких. Страшно, мне просто страшно. Я не знаю, как бы жил дальше, прослушав такое на своем автоответчике.
Специалисты и теоретики наперебой кричат с телевизионных экранов, что терроризм — это новая мировая угроза, что терроризм — это темная часть человеческой души, что террористы-камикадзе — это порождение исламского экстремизма (ага, как и слово "камикадзе"). Теорий масса, а воз и ныне там. Но есть и несколько общих выводов:
1. Армия и силы правопорядка мало эффективны в борьбе с терроризмом (исключение составляет превентивная деятельность спецслужб — в переводе на человеческий: внедрение провокаторов и прикормка стукачей).
2. Государство ныне не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.
3. Главным средством сохранения жизни (далеко не 100% эффективным) являются ГРАЖДАНСКАЯ БДИТЕЛЬНОСТЬ и ЛИЧНАЯ НАСТОРОЖЕННОСТЬ. А на татами мы называем это одним словом ЗАНШИН!
Ещё за полгода до атаки "Боингов" на Торговый центр я доказывал своим знакомым и друзья, которые считают единоборства пережитком диких веков человечества, что это уникальный способ сохранения здоровья и развития личности, что эти знания будут ещё когда-нибудь востребованы человечеством. Ведь нашли же свое место в мире квантовой физики и компьютеров иглорефлексотерапия и тибетская медицина, методы цигун-терапии и психотехники Дзэна.
Я пускался в дальние фантазии, уверяя своих слушателей, что через несколько десятилетий человечество начнет-таки обживать космос и там, как всегда бывает на диких просторах, будут разыгрываться битвы с новыми пиратами. И там, на борту космических кораблей человеческое тело станет более грозным оружием, чем огнестрельное и лучевое, само применение которых внутри хрупких скорлупок, плывущих сквозь беспредельную пустоту, будет вариантом самоубийства. "Тогда, — говорил я, — будут востребованы знания, накопленные за века и сегодня сохраняемые энтузиастами".
Всё это звучало не очень убедительно для людей, чей социальный статус и возраст не делали проблему самозащиты повседневной потребностью, а психологический комфорт легко достигался баночкой пива на диване перед телевизором. Эту риторику хорошо слушают подростки, находящиеся в конфликте со своим окружением. Этим хочется научиться кулаками доказывать свое место в мире. Но проходит 3 — 4 года и эти подростки поступают в институт и начинают заниматься бизнесом. Они находят себя в этом мире и куда только девается та увлеченность, с которой они прибегали в зал. Человек состоялся и стимул пропал... Ну, может, придет раз-другой в месяц, как ходят играть в боулинг и теннис, но нет уже прежнего огня.
Остаются именно те, для кого самопознание и саморазвитие являются нормой жизни. Причем те из них, кого инстинкт и удача пронесли мимо множества разных сект, мимо "толкинувшихся" и "кастанеднутых". Но как же их мало...
И вдруг БАЦ! — и "Боинг 757" доказал, что никто не может считать себя защищенным. Хлоп!, — и второй "Боинг" свалился на голову тех, кто должен был защищать. А вот четвертый самолет не долетел до своей цели: потому что овцы взбунтовались. Сколько жизней смогли сохранить те, кто вступил с террористами в бой? Кто знает. Если б они его ещё и посадили, то это был бы чистый Голливуд, как написали в "Комсомолке". А ведь был шанс...
Но прошло время и всё забылось. Это было. Это было не здесь. Не в моем городе, не на моей улице, не вчера. Это может быть сегодня. С тобой...
Задумайся.
Или мы действительно овцы?
Ингерлейб М.Б.
Клуб "Молодой лев"